Вопрос: какой шариатский хукм существует относительно женщины или мужчины, который назвался «аль-Къуръан вас-сунна» («Коран и сунна» القرآن والسنة) на форумах, и который требует далиль из Корана и сунны о том, что человеку запрещено называться «Кораном и сунной»? Можно ли его называть «брат», а потом добавлять «аль-Къуръан вас-сунна»? Какой шариатский хукм существует касательно имен, начинающихся со слова «Аллах», как «Аллахуль-мустаан» («Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью» الله المستعان), «Аллаху аълям» («Аллах знает лучше» الله أعلم), «Аллаху рабби» («Аллах – мой Господь الله ربي), «Аллах Карим» («Аллах – Щедрый الله كريم)? Или такие никнеймы, как «аль-Къуръан тарикъи» («Коран – мой путь» القرآن طريقي), «аль-Къуръан хаятуль-къулюб» («Коран – жизнь сердец» القرآن حياة القلوب), «аль-Къуръан мангаджи» («Коран – мой манхадж (методология)» القرآن منهجي), — можно ли обращаться к человеку «брат», после чего добавлять такие имена? Ответьте, и джазакумуллаху кулля хейр.
Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: нет сомнения, что наречение именем – один из шариатских вопросов, относительно которого в шариате есть свои правила. Пророк صلى الله عليه وسلم запретил называть некрасивыми именами, а также именами, содержащими в себе восхваление (тазкию), как Барра برة , Такъия تقية и др., побуждал называть некоторыми именами, как Абдуллах عبد الله и Абдуррахман عبد الرحمن , и сказал о нежелательности других имен, как Харб حرب и Мурра مرة .
Причина такого внимания к именам со стороны шариата в том, что от мусульманина требуется отличаться во всем, даже в таких вещах, которые некоторые люди считают незначительными.
Во-вторых: явно, что называние псевдонимами типа «аль-Къуръан вас-сунна», «аль-Къуръан тарикъи», «аль-Къуръан хаятуль-къулюб» или «аль-Къуръан мангаджи» — недопустимо, и тому есть причины:
1. Раньше уже говорилось, что среди нежелательных имен, которые распространились в некоторых мусульманских странах – имена, добавленные к словам «ад-дин» («религия» الدين) и «аль-ислам» («ислам» الإسلام), как Нуруддин («свет религии» نور الدين ), Имадуддин («опора религии» عماد الدين), Нурулислам («свет ислама» نور الإسلام) и т.д., и ученые сочли их нежелательными для мужчин и для женщин, т.к. они содержат в себе очень большую тазкию (восхваление).
Шейх Бакр Абу Зейд رحمه الله сказал: «…это из-за величия двух этих слов – «ад-дин» и «аль-ислам», и добавление к ним слова, чтобы получилось имя, приводит к притязанию, граничащему с ложью» («Тасмият аль-мавлюд», стр. 22).
И те, кто пишут на формах, не являются ни Кораном, ни сунной.
Подобно этому или даже хуже – никнейм «Субханаллах» سبحان الله или «Субханаллахи ва бихамдих» سبحان الله وبحمده !
Ученых постоянного комитета спросили:
«Вам пишет Субханаллах Миянкаль, пакистанец по национальности, проживающий в Королевстве Саудовская Аравия, в городе Джидда. Я работаю муаззином при Министерстве вакъфов. Администрация хаджжа и вакъфов выразила возражение против моего имени. Я прошу вас издать фатву о моем имени с исламской шариатской точки зрения, — допустимо оно или нет? Если оно недопустимо, я прошу вас предложить мне имена, чтобы мне было легко изменить имя в документах. Высказываю вам благодарность и признательность».
Они ответили: «Тебе обязательно нужно изменить это имя, потому что твоя персона – не «Субханаллах». «Субханаллах» — один из шариатских зикров (поминания Аллаха).
Тебе нужно изменить имя на одно из тех, что разрешены шариатом, как Абдулла عبد الله, Мухаммад محمد , Ахмад أحمد и т.д.».
Шейх Абдулазиз Ибн Баз, шейх Абдурраззакъ Афифи, шейх Абдуллах бин Гудейян, «Фатаваль-ляджнатид-даима», 11\477,478).
2. В этих именах содержится тазкия для названных или прозванных ими людей. И Всевышний Аллах запретил восхвалять самих себя.
Мухаммада бин Салеха аль-Усеймина رحمه الله спросили: «Какой хукм прозвищ Худжжатуллах («довод Аллаха» حجة الله), Худжжатуль-ислам («довод ислама» حجة الإسلام) и Аятуллах («знамение Аллаха» آية الله)?»
Он ответил: «Эти прозвища – Худжжатуллах, Худжжатуль-ислам – недавние, и они не допустимы, потому что худжжой (доводом) Аллаха на Его рабов являются только посланники…» («Маджмуъ фатаваш-шейх аль-Усеймин», 3\88).
3. Такие имена несовместимы с арабским языком. И подобные выражения имеют свои значения в шариате и известны в языке арабов. Но в арабском языке не известно, что бы кто-то назывался или имел прозвище «Аллахуль-мустаан», «Аллаху аълям», «Аллаху рабби» или «Аллаху Карим» и т.д.
4. Участникам форумов, которые так называются, возможно, отвечают или возражают, и в этом содержится принижение достоинства Корана, сунны и Всевышнего Господа. Например, когда им скажут: «Ты ошибся, о Коран и сунна»! или «Ты не угадал, о Коран – мой путь»! Не говоря о том, что могут быть и ругательства, что приведет к унижению и поношению этих слов.
5. Люди могут написать о смерти человека, имеющего такие никнеймы! В таком случае, что напишут на форуме? «Кончина Аллаха, моего Господа»?!! Или они напишут: «Сегодня скончался Коран и сунна»! Нет сомнения, то это отвратительно и строжайше запрещено.
Вывод:
Запрещено называться или брать псевдоним именами и прозвищами, упомянутыми в вопросе. Совет этим людям, или даже шариатский ваджиб – чтобы они избегали таких имен и прозвищ, и они должны ограничиться правильными и разрешенными именами и прозвищами, которые не противоречат шариату.
И Аллах лучше знает.