Вопрос: скоро у меня будет ребенок, и мой вопрос такой: если Аллах дарует мне девочку, можно ли ее назвать Хания هنية , а если мальчик – дозволенно ли имя Нафиъ نافع ? Я узнал, что Нафиъ звали одного из передатчиков достоверных хадисов от пророка صلى الله عليه وسلم.
Ответ: хвала Аллаху.
Можно назвать твоего сына Нафеъ نافع , а дочь – Хания هنية .
Однако имя Нафеъ является нежелательным (макрух), как это привел Муслим (3983) в хадисе от Самуры бин Джундуба, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم запретил нам называть наших рабов четырьмя именами: Афлях أفلح , Рабах رباح , Ясар يسار и Нафиъ نافع ».
Ат-Тирмизи (2762) привел хадис от Самуры бин Джундаба, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
لَا تُسَمِّ غُلَامَكَ رَبَاحٌ وَلَا أَفْلَحُ وَلَا يَسَارٌ وَلَا نَجِيحٌ ؛ يُقَالُ : أَثَمَّ هُوَ ؟ فَيُقَالُ : لَا
«Не называй своего раба ни Рабахом («прибыль»), ни Афляхом («самый успешный»), ни Ясаром («богатый, успешный»), ни Наджихом («удачливый»). Люди спросят: «Он там?», и им ответят: «Нет». Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис – хасан сахих».
Здесь объясняется причина нежелательности этих имен – боязнь видения дурных предзнаменований. Люди спросят: «Есть ли дома Нафиъ («полезный»)?», а этого человека нет дома, и им ответят: «Нет», и дурное предзнаменование увидят в том, что дома как будто нет ничего полезного.
Ибн аль-Къаййим добавил еще одну причину – в случае, если человек с подобным именем будет не соответствовать имени, люди будут порицать его каждый раз, как будут упоминать его имя. Они скажут: «Он не Нафиъ نافع («полезный») – он Дарр ضار («вредный»), он не Салих صالح («благочестивый»), а Талих طالح («дурной, скверный») и т.д.
Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал: «Что касается запрета на то, чтобы называть Ясаром, Афляхом, Наджихом и Рабахом, то есть и другая причина на запрет, которая была указана в хадисе, в словах пророка صلى الله عليه وسلم:
فإنك تقول : أثمت هو؟ فيقال : لا
Люди спросят: «Он там?», и им ответят: «Нет». И Аллах знает лучше, является ли эта часть хадиса словами пророка صلى الله عليه وسلم или объяснениями сподвижника. В любом случае, эти имена связаны с дурными предзнаменованиями, которые не нравятся людям. Например, ты скажешь человеку: «Есть ли у тебя Ясар («богатство»), Рабах («прибыль») или Афлях («успешный»)?», он ответит: «Нет», и вы оба увидите в этом дурное предзнаменование, и особенно это бывает у склонных к предрассудкам людей. И в большинстве случаев с человеком, который верит в плохие приметы и предзнаменования, действительно случается то, что, как он считает, предвещают эти приметы. Поэт сказал:
«Знай, что нет примет и предзнаменований, кроме как
Для того, кто в них верит – для него они будут гибелью».
Мудрость пророка صلى الله عليه وسلم, давшего законодательство, милосердного к своей умме, милостивого с ними, привела к тому, что он запретил причины, по которым людям могут услышать что-то нежелательное, заменив те имена на другие, в которых никому не будет вреда, и это более предпочтительно. Сюда же можно добавить, что человек может не соответствовать такому имени – его могут звать Ясаром («богатый, состоятельный; богатство»), но он будет одним из людей, находящихся в трудном положении; может носить имя Наджих («успешный»), но у него не будет успеха; его могут звать Рабах («прибыль») – но он будет одним из людей, находящихся в убытке, и это имя будет лживым по отношению к нему.
С другой стороны, человек с таким именем может ожидать своего соответствия ему, но если этого не будет, оно станет причиной его порицания и ругани…
Чрезмерное восхваление может приводить к неодобрению и порицанию, к падению репутации этого человека среди людей, и имя может прославлять его тем, чего у него нет, а люди будут ожидать его соответствия имени и считать, что оно у него есть, и когда они увидят это несоответствие, имя превратится в упрек. И если бы имя ни к чему подобному не обязывало, то упрека бы не возникло. Положение такого человека подобно положению правителя, который плохо правил, потом его сместили, и его репутация стала хуже, чем репутация предыдущих правителей, и люди относятся к нему хуже, чем к предыдущим, как сказал поэт:
«Когда ты описываешь одного человека другому,
Не преувеличивай его восхваление,
И если ты переусердствуешь, то у людей будет
Преувеличенное мнение о нем навсегда.
Оно уменьшит его величие
Из-за того, что отсутствует» («Зад аль-Маад», 2\342).
Ибн аль-Къаййим сказал в «Тухфат аль-Мавдуд би-ахкамиль-мавлюд», стр. 116: «Подобны этим именам – Мубарак مبارك («благословенный»), Муфлих مفلح («удачливый»), Хейр خير («благо»), Сурур سرور («радость, ликование»), Ниъма نعمة («милость») и т.д. И значение, из-за которого пророк صلى الله عليه وسلم посчитал нежелательным называть теми четырьмя именами, присутствует и в этих именах. Тебя спросят: «У тебя есть Хейр? А есть Сурур? Есть ли Ниъма?», и ты скажешь: «Нет», и люди увидят в этом высказывании дурное предзнаменование, и такие имена будут относиться к нежелательным».
Однако пророк صلى الله عليه وسلم не изменял Рабах и другие подобные имена, и это указывает, что его запрет относится к нежелательности этих имен, а не к их запрещенности (тахрим).
Муслим (3986) привел хадис от Джабира бин Абдуллы, который сказал, что пророк صلى الله عليه وسلم хотел запретить называть Яъля يعلى, Барака بركة , Афлях أفلح , Ясар يسار , Нафиъ نافع и т.д. Затем он увидел, что он замолчал, и ничего не говорил. Потом посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم так и не запретил этим имена. Умар хотел запретить их запретить, но не сделал этого.
Аль-Бухари привел в «аль-Адаб аль-муфрад» хадис Джабира от пророка صلى الله عليه وسلم, который сказал:
إن عشت نهيت أمتي إن شاء الله أن يسمي أحدهم بركة ، ونافعاً ، وأفلح
«Если бы я жил дольше, то запретил бы своей умме, ин ша Аллах, называть именами Барака, Нафиъ, Афлях…»
…и я не знаю, сказал ли он Рафиъ или нет? И люди скажут: «Здесь есть Барака («баракат»)?», и им ответят: «Нет здесь бараки». Но пророк صلى الله عليه وسلم не запретил так называть.
Это хадис аль-Альбани назвал сахихом в «Сахих аль-Адаб аль-муфрад».
Ан-Навави رحمه الله сказал в «Шарх Муслим»: «Что касается его слов «пророк صلى الله عليه وسلم хотел запретить эти имена», то это значит, что он хотел запретить их тахримом, т.е. что они стали бы запрещены (харам), но не сделал этого. Что касается запрета из-за их нежелательности (карага), то он уже запрещал их таким образом в других хадисах».
Аль-Къады Ияд رحمه الله сказал: «Слова Джабера «затем он замолчал» — далиль на то, что он отказался от их запрета, и что когда он запрещал их в первые разы, это было запрещение из-за их нежелательности, но не запрещенности, из боязни дурных предзнаменований, примет и того, как это воспринимают люди.
У пророка صلى الله عليه وسلم был слуга, которого звали Рабах, вольноотпущенник, которого звали Ясар, и Ибн Умар назвал своего раба Нафиъ («Икмаль аль-Муаллим»).
Таким образом, называть Нафиъ можно, но это нежелательно (макрух).
См. «аль-Маджмуъ», 8\417, «Кашшаф аль-Къинаъ», 3\26, «аль-Мавсуа аль-фикгия», 25\331.
И Аллах знает лучше.