Спрашивает Нада Саид Мухаммад:
Я хочу назвать своего сына Баты بطي. Это одно из бедуинских имен, использующихся в нашем государстве. Является ли это имя одним из нежелательных или запрещенных имен в нашей исламской религии? Ответьте, джазакумуллаху хайран.
Отвечает шейх Хатлян бин Али бин Хатлян аль-Хатлян, судья (къады) г. аль-Хобар, Саудовская Аравия:
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух…
Отцу нужно выбрать хорошее имя по своему произношению и значению с точки зрения шариата и арабского языка. Оно должно быть красивым, приемлемым на слух, нести в себе благородное значение и правдивое описание, быть далеким от запрещенных или нежелательных имен, загрязненных иностранными примесями или имеющих плохие значения. Право ребенка на своего отца – чтобы тот выбрал ему хорошее имя по своему произношению и значению, назвав его, например, самыми любимыми именами для Всевышнего Аллаха, и это Абдуллах и Абдуррахман, как пришло в «Сахихе» Муслима от Ибн Умара رضي الله عنهما, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إن أحب الأسماء إلى الله عبد الله وعبد الرحمن
«Воистину, самые любимые имена для Аллаха – Абдуллах и Абдуррахман».
Также хорошо называть именами на «абд» с добавлением к ним Прекрасных имен Аллаха, например: Абдулазиз عبد العزيز, Абдуррахим عبد الرحيم , Абдуссалам عبد السلام , Абдуллатиф عبد اللطيف или Абдулхаким عبد الحكيم .
Как же прекрасен мусульманский дом, в котором дети носят такие возвышенные имена!
Среди хороших имен также – имена пророков и посланников. В «Сахихе» Муслима пришло, что пророк صلى الله عليه وسلم назвал своего сына Ибрагимом и сказал:
ولد لي الليلة غلام فسميته باسم أبي إبراهيم
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его именем своего отца Ибрагима».
Лучшие из имен пророков – имена нашего пророка и посланника Мухаммада صلى الله عليه وسلم . Также хорошо называть именами праведников из числа мусульман. В «Сахихе» Муслима приводится хадис аль-Мугиры бин Шуъбы رضي الله عنه от пророка صلى الله عليه وسلم, который сказал:
إنهم كانوا يسمون بأنبيائهم والصالحين قبلهم
«…воистину, они называли именами своих пророков и праведников до них».
Сподвижники посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم – главные праведники в этой умме, а также те, кто последовал за ними до Судного дня, и среди их имен – Умар عمر, Осман عثمان , Али علي , Мусъаб مصعب , Муаз معاذ , Саъд سعد , Анас أنس , Джабер جابر , Хамза حمزة , Аиша عائشة , Фатима فاطمة , Зейнаб زينب , Хадиджа خديجة и Сумая سمية .
Пусть отец остерегается называть своего сына неарабскими, иностранными именами, как Джулия, Бутрус, Джордж, Диана, Виктория, Глория, Лара, Линда, Майя, Яра, Ширин, Мирвет и другими именами, порожденными кафирскими общинами или неарабскими именами, будь они персидскими, турецкими или берберскими. Также пусть он остерегается называть именами со слабыми, развратными значениями, как Ахлям أحلام, Тагрид تغريد , Фатен فاتن , Хиям هيام …
Запрещено называть именами, в которых содержится поклонение не Всевышнему Аллаху, как Абдуррасул عبد الرسول , Абдуали عبد علي , Абдулкаъба عبد الكعبة и т.д., называть именами идолов, как аль-Лят اللات , аль-Узза العزى ; именами шайтанов, или же называть именами, которым достоин называться только Аллах, как Аллах الله , ар-Рахман الرحمن , аль-Къуддус القدوس , аль-Халикъ الخالق .
Если же имя арабское, но у него плохое значение, то это имя нежелательно (макрух). Вероятно, то имя, о котором спросила сестра, включает в себя нежелательное значение. Слово «баты» («медленный, медлительный; ленивый») просходит от глагола «батуа» بطؤ со значением «был медленным, медлил», и это непохвальное значение. Я советую тебе называть своего сына одним из имен, которых я упомянул – именем на «абд» с добавлением имени Аллаха, именем одного из пророков, праведников из числа сподвижников и тех, кто был после них из салафов нашей уммы… Это лучше и предпочтительней, чем имя «Баты», даже если оно распространено у вас в пустыне. И Аллах знает лучше.