Вопрос: дозволено ли назвать ребенка именем Джибриль?
Ответ: хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы назвать ребенка именем Джибриль, как сказало большинство факихов.
Некоторые ученые сочли, что это нежелательно (макрух).
Ан-Навави رحمه الله сказал: «Наш мазхаб и мазхаб джумхура считает дозволенным называть именами пророков и ангелов, да пребудет над ними всеми мир и благословение Аллаха, и по этому поводу не передается ничего, что противоречит этому мнению, за исключением слов Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه, — что он запретил называть именами пророков, а от Малика приводится нежелательность называть именами Джибриль جبريل и Ясин ياسين . Наш далиль – то, что пророк صلى الله عليه وسلم назвал своего сына Ибрагимом إبراهيم, а некоторые из его сподвижников называли именами пророков при его жизни и после его صلى الله عليه وسلم смерти, и вместе с хадисами, которые мы упомянули, от пророка صلى الله عليه وسلم не исходил запрет так называть, и это не макрух» («аль-Маджмуъ», 8\417).
В «Кашшаф аль-Къинаъ», 3\27, говорится: «Не является нежелательным называть Джибрилем и другими именами ангелов».
Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал: «…среди них: имена ангелов, как Джибраиль, Микаиль и Исрафиль. Является макрухом (нежелательным) называть ими людей. Ашхаб сказал: «Малика спросили о том, чтобы называть Джибрилем, и он счел это нежелательным»… Другие посчитали это разрешенным. Абдурраззакъ сказал в «аль-Джамиъ», что Муаммар сказал: я спросил Хаммада бин Аби Сулеймана: «Что ты скажешь о человеке, которого зовут Джибриль или Микаиль?» Он сказал: «В это нет ничего плохого».
Аль-Бухари сказал в своем «Тарихе»: «Ахмад бин аль-Харис сказал: нам рассказал Абу Къатада аш-Шами, который умер в 164 году: нам рассказал Абдулла бин Джаррад:
«Меня сопровождал человек из племени музейна. Он пришел к пророку صلى الله عليه وسلم, когда я был с ним, и сказал: «О посланник Аллаха! У меня родился сын, какие лучшие имена?» Он сказал:
إن خير الأسماء لكم الحارث وهمام ، ونعم الاسم عبد الله وعبد الرحمن ، وتسموا بأسماء الأنبياء ، ولا تسموا بأسماء الملائكة
«Воистину, лучшие имена для вас – аль-Харис الحارث и Гаммам همام , и как же прекрасны имена Абдулла عبد الله и Абдуррахман عبد الرحمن . Называйте именами пророков и не называйте именами ангелов».
Он спросил: «И твоим именем (не называть)?» Он ответил:
وباسمي، ولا تكنوا بكنيتي
«И моим именем, и не давайте кунью, как у меня».
Аль-Байхакъи сказал: «Аль-Бухари сказал в другом риваяте, что в иснаде хадиса назар». («Тухфат аль-Мавдуд биахкамиль-мавлюд», стр. 119).
Упомянутый выше хадис – даиф (слабый), и он противоречит тому, что достоверно приводится в «Сахихе» о том, что разрешено называть именем пророка صلى الله عليه وسلم – Мухаммад محمد. Аль-Бухари (110) и Муслим (2143) привели хадис от Абу Гурейры رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
تَسَمَّوْا بِاسْمِي وَلَا تَكْتَنُوا بِكُنْيَتِي
«Называйте моим именем и не давайте мою кунью». См. также «аль-Мавсуа аль-фикъхия», 11\334.
Шейх Бакр бин Абдулла Абу Зейд رحمه الله сказал: «Группа ученых посчитала нежелательным называть именами ангелов عليهم السلام, как Джабраиль جبرائيل , Микаиль ميكائيل и Исрафиль إسرافيل .
Что касается называния женщин именами ангелов, то явно, что это запрещено, т.к. в этом содержится подражание мушрикам, которые считали ангелов дочерьми Аллаха.
Близки к таким именам для девочки – имена Маляк ملاك, Маляка ملكة и Маляк ملك » («Муъджам аль-манаги аль-ляфзия»).
Раджихом (наиболее предпочтительным) является то, что сказал джумхур (большинство ученых) – дозволенность называть мальчиков именами ангелов, т.к. нет доказательств, в которых бы говорилось о запрещенности этого.
Если отец откажется от имен ангелов в сторону более предпочтительных имен, как Абдуллах عبد الله, Абдуррахман عبد الرحمن, Мухаммад محمد , Ахмад أحمد и т.д., то это будет лучше.
Валлаху аълям.