Вопрос: один юноша хочет изменить свое имя. Имеет ли его отец право запрещать ему это? Его имя не подходит к среде, в которой он живет, создает между ним и людьми отчужденность, а иногда становится причиной проблем в виде насмешек и издевательств. Есть ли у него право изменить имя, и имеет ли его отец право запретить ему изменение имени?
Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: известно, что к руководству пророка صلى الله عليه وسلم относится его наставление, касающееся выбора хорошего имени. Кроме того, пророк عليه الصلاة والسلام изменял некрасивые имена на хорошие, как привел ат-Тирмизи (2839) и другие, и аль-Альбани назвал хадис сахихом в «ас-Сахиха», 207.
Ясно, что имя плохое, становится тогда, когда оно, например, является поводом для насмешек и издевательств со стороны людей, когда по его причине дразнят или порицают, когда оно причиняет проблемы и сложности, не говоря о том, что оно включает в себя противоречие шариату. Поэтому отцов призывают называть своих детей хорошими именами, и некоторые ученые считают, что хорошее имя — право ребенка на своего отца.
Аль-Бухари (6190) и Абу Дауд (4956) привели хадис от Ибн аль-Мусаййиба от его отца, что его отец пришел к пророку صلى الله عليه وسلم, и тот спросил его:
مَا اسْمُكَ ؟
«Как тебя зовут?»
Он ответил: «Хазн». Он сказал:
أنْتَ سَهْلٌ
«Ты Сагль». Он сказал: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец».
Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И в нашем роду оставалась хузуна («грубость»)».
После этого хадиса Абу Дауд сказал: «Пророк صلى الله عليه وسلم изменил имена аль-Ас العاص, Азиз عزيز , Аталя عتلة , Шайтан شيطان , аль-Хакам الحكم , Гураб غراب , Хубаб حباب , Шихаб شهاب , и пророк صلى الله عليه وسلم назвал Шихаба Хишамом هشام, Харба حرب он переименовал в Сальма سلم , аль-Мудтаджиъа المضطجع назвал аль-Мунбаисом المنبعث , землю, которую назвали Афира عفرة – Хадырой خضرة , народ ад-Даляля الضلالة назвал народом аль-Гуда الهدى , бану аз-зинья الزنية – бану ар-ришда الرشدة , а бану мугвия مغوية – бану ришда رشدة ».
Ан-Навави رحمه الله сказал: «Сунной является перемена некрасивого имени» («аль-Маджмуъ», 8\418).
Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал: «Это удивительная часть религии – отказ от имени, которое не нравится разуму и душам, и изменение его на имя, которое лучше его и больше нравятся людям. И пророк صلى الله عليه وسلم был крайне внимательным к этому» («Тухфатуль-Мавдуд биахкамиль-мавлюд», стр. 52-53).
В «аль-Маусуа аль-фикхия», 11\337, говорится: «Дозволено изменять имя в целом, и сунной является его улучшение, и сунной является изменение некрасивого имени на хорошее».
Во-вторых: сыну, который чувствует стеснение из-за своего имени, нужно объяснить своему отцу, какие страдания он испытывает по причине имени, рассказать ему о руководстве пророка صلى الله عليه وسلم в этом вопросе, и отец не имеет права запрещать ему изменить его имя, если оно действительно такое, как описано в вопросе. Право на его перемену полностью переходит к сыну, и отцу не будет вреда от этого изменения имени, как не будет ему пользы от того, что оно останется прежнем, и перемена имени не будет считаться непослушанием к родителю, даже если он был против. Несмотря на это, сын должен пытаться смягчить сердце своего отца и убедить его в нужности перемены имени, либо сделать посредником кого-нибудь из ученых и умных людей, который бы объяснил ему, что перемена плохого имени – сунна.
И Всевышний Аллах знает лучше.