Вопрос: каков хукм наречения детей именами Аллаха, например, Карим كريم , Азиз عزيز и т.д.?
Ответ: хвала Аллаху.
Называние именами Аллаха бывает двух видов:
Первый вид включается в себя два подвида:
Первый подвид: когда перед именем стоит артикль «аль», либо при назывании этим именем имеется в виду то описание, на которое указывает это слово. В этом случае этим именем нельзя называть никого, кроме Аллаха, как, например, когда ты кого-нибудь называешь аль-Азиз العزيز, ас-Сайид السيد , аль-Хаким الحكيم и т.п. – этими именами нельзя называть никого, кроме Аллаха.
Второй подвид: когда под именем имеется в виду, даже если оно без «аль», – значение сыфата, то им тогда тоже нельзя называть. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم изменил кунью Абуль-Хакама (“отец судьи”), которого так прозвали его товарищи, когда прибегали к тому, чтобы он их рассудил, и пророк عليه الصلاة والسلام сказал:
إن الله هو الحَكَم وإليه الحُكْم
«Воистину, Аллах – аль-Хакам (Судья), и Ему принадлежит хукм (власть, правление)», затем пророк صلى الله عليه وسلم дал ему кунью по его старшему сыну Шурейху, и это указывает на то, что если кого-то назвали одним из имен Аллаха, имея в виду истинный сыфат, который включает в себя это имя, то это запрещено, потому что такое имянаречение полностью совпадает с именем Аллаха.
Второй вид: когда человек называется именем Аллаха без «аль» и не имеет в виду сыфат, и в этом нет ничего плохого, как, например, в имени Хаким حكيم. И среди сахабов был Хаким бин Хизам, которому пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
لا تبع ما ليس عندك
«Не продавай то, что не принадлежит тебе».
И это далил на то, что если под именем не имеется в виду значение сыфата, то проблемы нет.
Но в примере с именем Джаббар جبار не следует так называться, даже если не имеется в виду сыфат, потому что это может повлиять на душу названного, и он будет чувствовать джабарут («могущество»), высоту, будет гордиться перед другими созданиями, и подобных вещей, которые могут повлиять на человека, следует избегать. И Аллах лучше знает.
Фадылятуш-шейх Мухаммад бин Усеймин رحمه الله.
«Фатаваль-акъида», стр. 37.
admin Reply:
10 января, 2013 at 16:35
Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух. Ва ийяки.
Имена Аллаха можно условно разделить на две части: те, которыми можно называть только Его, и те, которыми можно называть и Его, и Его создания.
Например, одно из имен Аллаха — аль-Хаким, но людей можно называть не только Абдулхаким, но и просто Хаким (например, имя Хаким носил один из известных сподвижников — Хаким ибн Хизам, и Пророк صلى الله عليه وسلم не изменил его имя, как не изменил и некоторые другие имена, являющиеся общими между Аллахом и Его созданиями).
Ар-Рахман — имя, которым можно называть только Аллаха, поэтому человек не может носить имя Рахман.
Ар-Рахим — напротив, имя, которым можно описывать и человека. Например, Аллах сказал в Коране, описывая Пророка صلى الله عليه وسلم:
بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«Он добр (рауф) и милосерден (рахим) к верующим» (сура «ат-Тауба», 128).
Некоторые имена могут принадлежать людям (например, Азиз, т.к., например, Аллах назвал человека, который купил пророка Юсуфа عليه السلام в Египте, аль-азизом), но относительно этого имени есть ихтиляф (см. тему про имя Азиз).
Про имена, которыми можно называть как с «абд», так и без «абд», см. здесь.
Так что если ребенка зовут Абдуррахман, его имя нельзя сокращать. Если же его зовут Абдулазим, Абдуррахим и т.д., можно будет сократить до Азима или Рахима.
В любом случае, несмотря на то, что страна кафирская, людей можно приучить называть так, как хотят родители, не допуская сокращенных вариантов имени.
Валлаху аълям.