Ад-Дар аль-Бейда (Касабланка), Абдуррахман Хейзуран, Исламонлайн.нет, 16.01.2006 г.
Мухаммад محمد, Абдулла عبد الله , Саъд سعد , Халед خالد , Сугейб صهيب , Ая آية , Марьям مريم , Гаджар هاجر , Дуа دعاء , Шейма شيماء , Фатима аз-Загра فاطمه الزهراء – имена, носящие исламский характер, стали часто даваться детям из марокканских семей. С другой стороны, заметен спад в использовании «современных» и исторических для Марокко имен.
В своем интервью для Исламонлайн.нет Мухаммад Булиф, сотрудник управления записи актов гражданского состояния 47-области, в районе аль-Мухаммади г. Касабланка, сказал: «В отличие от прошлых пяти лет, свидетельствующих о распространении западных и связанных с марокканской историей имен, примерно 2 года назад увеличилось внимание марокканских семей к религиозному фактору при выборе имени для детей».
Он объяснил, что марокканцы в настоящее время часто называют своих детей именами пророков и сахабов, как Мухаммад محمد (и это самое популярное имя среди младенцев мужского пола), Абдулла عبد الله , Абдуррахман عبد الرحمن , Саъд سعد , Муаз معاذ , Сугейб صهيب , в дополнение к именам матерей правоверных, жен пророков и благородных женщин, как Марьям مريم , Хадиджа خديجة , Сара سارة , Хафса حفصة , Шейма شيماء и Фатима аз-Загра فاطمة الزهراء .
Он добавил, что многие отцы называют своих детей в честь своих отцов и дедов, «и вы можете найти, например, Мухаммада бин Али бин Мухаммада, т.е. родитель хочет видеть своего отца в сыне или сделать приятное отцу, и так же обстоит дело с матерями.
Марокканский правитель Мухаммад-шестой назвал своего ребенка именем «Маулай аль-Хасан» по имени своего умершего отца, аль-Хасана-второго, который в свою очередь выбрал для своего наследника имя собственного отца – короля Мухаммада-пятого».
Булиф заметил, что «несмотря на уменьшение случаев наречения детей современными или традиционными, связанными с марокканской историей, именами, они еще остаются. Мужья могут придти и записать своего ребенка, например, аль-Муъты المعطي, аль-Джаляли الجلالي , аль-Башир البشير и другими историческими именами».
Мухаммад аль-Амин
Соглашаясь со словами Булифа, Ридван Агрини, глава ведомства регистрации рождений, говорит: «Мухаммад – самое частое из имен, которые мы записываем на протяжении недели, и марокканцы предпочитают называть им из любви к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم».
Перед именем Мухаммад североафриканские мусульмане добавляют слово «си سي» (сокращение от «сайид» — «господин») в качестве почета к имени пророка صلى الله عليه وسلم. Он добавил, что это имя распространено во всех регионах страны – в городах и селах, среди берберов и арабов.
Он обратил внимание на стремление некоторых семей в настоящее имя выбирать имена, состоящие из двух слов, одно из которых – Мухаммад, как Мухаммад-Таха محمد طه и Мухаммад-Ясин محمد ياسين , и Мухаммад-Амин محمد أمين – самое частое составное имя, и наш пророк صلى الله عليه وسلم был известен под прозвищами ас-Садикъ («правдивый») аль-Амин («верный, надежный»).
Он добавил, что имена в целом отличаются в зависимости от поколений и культуры семьи. Некоторые семьи, испытавшие на себе влияние западной культуры, любят западные, или, как еще говорят, современные имена, как Лина لينا, хотя подобные имена уже года два как употребляются все меньше.
Усама и Сальма
Глава ведомства регистрации рождений указал на то, что есть имена, имеющие политическую или социальную подоплеку, например, Усама أسامة и Сальма سلمى .
Он сказал: «Некоторые марокканцы назвали своих детей именем Усама, когда поднялась звезда Усамы бин Ладена, главы организации «аль-Къаида», в котором некоторые люди увидели противника американской политики.
Что касается имени Сальма, то оно стало пользоваться спросом у некоторых семей после женитьбы марокканского правителя на принцессе Сальме 2 года назад».
Агрини указал, что высшая коллегия по гражданским состояниям в 2004 году согласилась на разрешение регистрации некоторых берберских имен, как Нумидия, Люмидия и Илиша, в ответ на требования марокканского берберского движения, касающихся языковых, культурных и политических прав берберов.
Он также сказал, что комитет при Министерстве внутренних дел отказался разрешить неарабские и несвязанные с историей Марокко имена, сказав, что «они неприемлемы».
Выбор имени
Механизм выбора имени для новорожденного различается внутри марокканских семей в зависимости от поколений, адатов, традиций и культуры семьи. Корреспондент Исламонлайн.нет сказал, что некоторые мужья предоставляют деду выбор имени своего ребенка, тем самым показывая свое уважение к старшему члену семьи.
Другие семьи склоняются к взаимному согласию, и всех членов семьи и родственников просят написать список их любимых имен, а потом эти имена собирают вместе и договариваются относительно лучшего из них.
В другое время выбор имени ребенка происходит согласно договору между мужем и женой, например, когда они решают, что будут называть детей по очереди, или что муж будет выбирать имя для мальчиков, а жена – для девочек.
Выбор имени происходит через несколько дней после появления ребенка и до дня акъикъи, который марокканцы называют «ас-сабуъ» — «седьмой день ребенка», во время которого на празднество собираются родственники и друзья.