Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله
Исламское руководство в прозвищах; запрещенные прозвища
Исламское руководство в прозвищах.
Что касается прозвищ, то Аллах говорит:
وَلا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ
«…и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура аль-Худжурат, 11).
До того, как мы упомянем, какая польза содержится в прозвищах, мы скажем, что пророк عليه الصلاة والسلام запретил называть человека его صلى الله عليه وسلم именем и его куньей одновременно и разрешил, чтобы мы называли детей его именем. Он сказал:
تسموا باسمي ولا تكنوا بكنيتي
«Называйтесь моим именем, но не давайте мою кунью». Этот хадис сахих. Ученые имеют разногласия относительно этого указания. Среди них есть те, кто сказал, что не дозволено человеку зваться Мухаммадом Абуль-Къасимом только при жизни пророка صلى الله عليه وسلم, а после его смерти этот запрет отпадает. Некоторые ученые сказали, что это общий запрет, на время его жизни и после его смерти. Третьи сказали, что запрет касается того случая, когда зовут одновременно по имени и кунье, т.е. «о Мухаммад, о Абуль-Къасим», а если звать отдельно, то ничего страшного не будет. Более предусмотрительно будет, чтобы человек не брал себе кунью пророка صلى الله عليه وسلم, имея его имя, т.е. не следует, чтобы его звали Мухаммадом, а его кунья была бы в то же время Абуль-Къасим.
Что касается оскорбительных прозвищ, которые Аллах запретил в Коране, то ат-Тирмизи и другие привел в своем «Сунане» хадис от Абу Джубейры бин ад-Даххака, который сказал: «У человека были имена, два и три, и его звали некоторыми из них, и иногда они не нравились ему». Люди джахилии ругались друг на друга и давали друг другу плохие прозвища, и им могло не нравиться, чтобы их так звали, после того, как они вошли в ислам. И был ниспослан этот аят:
وَلا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ
«…и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура аль-Худжурат, 11).
Поэтому Абу Зарр رضي الله عنه передал, что слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
من دعا رجلاً بالكفر أو قال: يا عدو الله! وليس كذلك إلا حار عليه
Кто назвал человека куфром или сказал: «О враг Аллаха!», и это не так, то эти слова вернутся к нему». Хадис передал Муслим.
И это прозвище – «враг Аллаха» — плохое прозвище. Или прозвище «кафир», «фаджир («грешник, распутник»)» и т.д., и если тот, кого так назвали, не враг Аллаха, не кафир и не фаджир, то это имя вернется к тому, кто его так назвал.
Среди прозвищ бывают такие, которые указывают на какой-нибудь недостаток, например, «хромой», «косой», «с гноящимися глазами», «курносый» и т.д. Они относятся к прозвищам, запрещенным аятом «…и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», кроме одного случая, о котором сказали ученые: если человека знают исключительно по этому прозвищу, и тогда его дозволено говорить, чтобы люди поняли, о ком идет речь. Когда ты не знаешь, как описать одного человека другому, и ты вынужден сказать: «Это человек с хромой ногой… Это хромой человек», и так другой человек понимает, о ком речь. И если это было упомянуто не в качестве недостатка, то ничего плохого в этом нет. Как приводится в «Сахихе» Муслима от Абдуллы бин Сирджиса, что он сказал: «Я видел аль-Асляъ («лысого, плешивого»), целующим камень», и в другом риваяте: «Я видел аль-Усейлиъ («лысенького, плешивенького»), целующим камень», и он имел в виду Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه, и имел в виду его описание, а не порицание или умаление его достоинства».
Прозвища, которые запрещены по шариату
Среди запрещенных прозвищ: Сайидуль-кулль سيد الكل («господин всех»), Сайидуннас سيد الناس («господин людей»), Ситтуль-кулль ست الكل («госпожа всех»), Ситтуннас ست الناس («госпожа людей»), и эти прозвища нежелательны, некрасивы и лживы, потому что среди особенностей посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, что он сказал:
أنا سيد ولد آدم
«Я господин детей Адама», и когда ты говоришь человеку: «Ты – господин всех» или «Ты господин людей», или говоришь женщине: «Ты госпожа всех», то пророк عليه الصلاة والسلام входит в число этих «всех», и это порицаемое дело, от которого надо отдаляться, особенно поэтам, которые восхваляют кого-то и много лгут в своих восхвалениях. Сюда же относится наречение девочек именами Ситтуннас ست الناس («госпожа людей»), Ситтуль-уляма ست العلماء («госпожа ученых»), Ситтунниса ست النساء («госпожа женщин») или Ситтульфукъаха ست الفقهاء («госпожа факихов»), и эти имена были распространены в некоторые прошлые века. Среди нежелательных прозвищ, которые упомянули некоторые ученые – прозвище того, кто сделал хадж, словом аль-Хаджж (хаджи), когда говорят: «аль-Хаджж такой-то» и т.д. Некоторые ученые сказали, что это бидъа, а другие – что ничего плохого в этом нет. Но лучше не называть так, т.к. в этом – выявление перед всеми его дел, т.е. между людей его называют «аль-Хаджж такой-то», потому что он сделал хадж, и в этом – выявление его благого дела (хаджжа) между всеми. Некоторым нравится только когда их зовут «аль-Хаджж такой-то», а если ты скажешь ему «о отец такого-то» или «о такой-то», ему это не понравится. Такое прозвище не приводится ни от сподвижников, ни от благочестивых салафов رحمهم الله, и неизвестно, чтобы говорили «Абу Бакр-хаджи», «Умар-хаджи», «Осман-хаджи», «аль-Хаджж Саид ибн аль-Мусаййиб», «аль-Хаджж Ахмад бин Ханбаль» и т.д. И это прозвище возникло в последнее время. Что касается того, чтобы называть христиан, делающих паломничество к Бейт аль-Макъдис, худжжаджами (паломниками), то это запрещено, т.к. в этом содержится уподобление мушриков и кафиров мусульманам в одном из видов ибадата. Также те, которые возвеличивают могилы в некоторых странах, посещая могилу аль-Бадави, потом зовутся аль-Хаджжами, и у некоторых людей можно увидеть книги, на обложках которых написано: «Обряды хаджжа на могилы», т.е. в первом круге вокруг могилы аль-Бадави надо говорить то-то и то-то, во втором – то-то и то-то, когда заходишь на могилу — то-то и то-то, у могилы Хусейна — так-то и так-то, и это великий ширк, который произошел в этой умме, и нет мощи и силы, кроме как у Аллаха.
Руководство пророка صلى الله عليه وسلم в давании прозвищ ремесленникам.
Из руководства пророка صلى الله عليه وسلم в назывании ремесленников, над которыми давлеют некрасивые имена, – наречение их хорошими именами. Ибн Маджа привел в своем «Сунане» достоверный хадис от Къайса бин Аби Гаразы رضي الله عنه, который сказал: «В эпоху посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم мы назывались «самасира» («маклеры»), и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم проходил мимо нас и назвал нас лучшим именем, он сказал:
يا معشر التجار!
«О собрание торговцев!», и не сказал: «О собрание маклеров».
إن البيع يحضره الحلف واللهو فشوبوه بالصدقة
«Воистину, при торговле присутствует клятвы и забавы, и смешайте их с садакъой». «О собрание торговцев! При торговле происходит много клятв и пустой болтовни, так перемешайте ее с садакъой, чтобы очиститься и избавиться от тех грехов, в которые вы попали во время продажи».
Среди плохих прозвищ, которыми называют многие люди своих детей – «шатыр شاطر». Если мы вернемся к словам арабов и значениям этого слова в арабских словарях, то найдем, что шатыр – это вор и разбойник. В «Лисан аль-араб» говорится: «аш-Шатыр – тот, кто утомил свою семью своей скверностью», т.е. утомил их без пользы от его воспитания, и он ужасно скверный человек, они устали его воспитывать без толку. Это – значение слова «шатыр», поэтому лучше не называть так детей, потому что значение слова – некрасивое, даже если большинство людей думает, что это хорошее слово.