Вопрос: мне сказали, что моя кунья «Мафтун»مفتون по-арабски означает «тот, кого постигла фитна (смута)», это правильно? Если это так, то нужно ли мне изменить ее на другую кунью?
Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: имя (исм) – это слово, указывающее на названного.
Кунья – это словосочетание, начинающееся со слов «аб أب» («отец») или «умм أم » («мать»). Некоторые сказали, что сюда же входят словосочетания, начинающиеся с «халь خال » («дядя по матери») или «амм عم » («дядя по отцу»). Кунья может являться лякъабом (прозвищем), например, Абуль-Джуд أبو الجود («отец щедрости; щедрый») или Абу Лягаб أبو لهب («отец пламени»).
Лякъаб (прозвище) – это то, что указывает на восхваление или порицание, например, Зейнулабидин زين العابدين («украшение поклоняющихся») или Анфун-накъа أنف الناقة («нос верблюдицы»).
Мафтун может быть именем или прозвищем, но не куньей.
Во-вторых: сунной является изменение некрасивого имени и замена его на хорошее имя. Пророк صلى الله لعيه وسلم изменял некрасивое имя на хорошее. Хадис передал ат-Тирмизи (3839) и другие, и аль-Альбани назвал его сахихом в «ас-Сахихе», 207.
Ан-Навави رحمه الله сказал: «Сунной является изменение некрасивого имени» («аль-Маджмуъ», 8\418).
Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал: «Это удивительная часть религии – замена имени, которое разум находит некрасивым и отталкивающим, на более красивое имя, которое нравится людям. И пророк صلى الله عليه وسلم уделял этому вопросу большое внимание» («Тухфат аль-Мавдуд биахкамиль-мавлюд», стр. 52-53).
«Мафтун مفتون» («очарованный; безумный; подвергшийся смуте») не относится к хорошим именам. Это нежелательное имя, и следует отдаляться от того, чтобы называть им, и изменять его, если уже так назвали. Слово «фитна» и однокоренные к нему слова не подходят для имен, прозвищ и куний. «Фитна» означает разногласие людей в своих мнениях, сожжение огнем, несправедливость, заблуждение, грех, куфр (неверие), позор, наказание, введение в заблуждение, безумие и горе (см. «Иъраб аль-Къуръан», 5\51, «Муъджам Макъайис аль-люга», 4\472, «Асас аль-балягъа», 1\344, «Мухтар ас-саххах», стр. 517, «аль-Къамус аль-мухит», стр. 1575, «аль-Муджам аль-васит», 2\673).
В хадисе Джабира бин Самуры رضي الله عنه, в истории жалобы людей Куфы на Саъда бин Аби Ваккаса, обращенной к Умару, приводится, что когда один человек встал посреди мечети и обвинил Саъда, он رضي الله عنه ответил ему:
«Тогда, клянусь Аллахом, я молю о трёх вещах: о Аллах, если этот Твой раб — лжец и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, продли жизнь его, и продли бедность его, и подвергни его испытаниям (фитнам)!” (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я —) злосчастный старец, и меня настигло проклятие Саъда!”»
Абдулмалик бин Умейр сказал: «И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам» (хадис привел аль-Бухари, 755).
Ат-Тирмизи (3233) привел хадис от Ибн Аббасаرضي الله عنهما , который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
أتاني الليلة ربي تبارك وتعالى في أحسن صورة
«Сегодня ночью мой Всевышний Господь пришел в лучшем образе»…
Ибн Аббас сказал: «Думаю, что он сказал: «во сне». И он рассказал хадис, и в нем говорилось:
وقال : يا محمد إذا صليت فقل : اللهم إني أسألك فعل الخيرات وترك المنكرات وحب المساكين ، وإذا أردت بعبادك فتنة فاقبضني إليك غير مفتون .
«Он сказал: «О Мухаммад, когда ты делаешь намаз, скажи: «Аллахумма, воистину, я прошу тебя, чтобы я делал благое, оставлял порицаемое, любил бедняков. И если Ты захочешь сделать со Своими рабами фитну, прими меня к себе не мафтуном (не подверженным фитне)». Аль-Альбани назвал хадис сахихом в «Сахих ат-Тирмизи».
Аль-Бейгакъи привел в «аш-Шуаб» (9465), что Мусъаб бин Саъд сказал: «Не сиди вместе с мафтуном, воистину, ты не избежишь от него одного из двух дел: либо он посеет смуту, и ты последуешь за ним, либо он причинит тебе вред до того, как ты с ним расстанешься».
Шейх аль-Альбани رحمه الله сказал в «ас-Сильсиля ас-сахиха», 1\8: «Среди самых скверных имен, которые распространились в этом веке, которые следует стремиться изменить и которые имеют плохие значения — это те имена, которыми отцы называют своих дочерей, например, Висаль وصال («связь, половое сношение»), Сигам سهام («стрелы»), Нигад نهاد , Гада غادة , Фитна فتنة и т.д.».
Шейх Бакр Абу Зейд رحمه الله сказал: «Нежелательным является называть именами, содержащими в себе слабые похотливые значения, что часто бывает при наречении именами девочек. Среди этих имен – Ахлям أحلام , Аридж أريج , Абир عبير , Гада غادة , Фитна فتنة , Нигад نهاد , Висаль وصال , Фатен فاتن , Шадия شادية , Шади شادي и т.д.» («Тасмият аль-мавлюд», стр. 23).
Вывод:
Является нежелательным называться именем Мафтун, потому что оно образовано от слова «фитна», и фитной и ее производными нежелательно называться или иметь такое прозвище. Сунной будет изменение имени Мафтун на хорошее желательное имя.
И Аллах знает лучше.
admin Reply:
9 ноября, 2012 at 16:36
Мафтух — مفتوح?
Но при чем тут тогда мафтун?