Абдулмутталиб – имя, под которым был известен дед пророка صلى الله عليه وسلم (изначально его звали Шейба شيبة). Сафийюррахман аль-Мубаракфури в своей книге «ар-Рахикъ аль-махтум» (стр. 56-57) описал историю того, как Шейба получил прозвище Абдулмутталиб («раб аль-Мутталиба»):
Хашим бин Абдиманаф, прадед пророка صلى الله عليه وسلم, поехал в Шам в качестве торговца. Достигнув Медины, он женился на Сальме бинт Амр, из бану Ади бин ан-Наджжар, и оставался у нее какое-то время. Затем он отправился в Шам, жена же осталась у своих родственников, беременная Абдулмутталибом. Хашим умер в Газзе, на палестинской земле, а его жена Сальма родила Абдулмутталиба в 497 году и назвала его Шейбой (ар. «седой волос») из-за седых волос, которые были у него на голове. Она воспитывала его в доме своего отца в Ясрибе, и никто из его семьи в Мекке о нем не знал. Всего же у Хашима было четыре сына: Асад أسد, Абу Сейфи أبو صيفي , Надля نضلة и Абдулмутталиб عبد المطلب , и пять дочерей: аш-Шифа الشفاء , Халида خالدة , Даифа ضعيفة , Рукайя رقية и Джанна جنة .
Право поить и кормить паломников после Хашима перешло к его брату аль-Мутталибу бин Абдиманафу. Когда Шейба подрос и достиг возраста семи или восьми лет, о нем услышал аль-Мутталиб и поехал за ним. Когда он увидел его, то заплакал и обнял его, а потом посадил его на свою верблюдицу, однако он отказался ехать с ним, желая получить разрешение матери. Аль-Мутталиб попросил ее, чтобы она отпустила его с племянником, но она отказалась. Тогда он сказал: «Он отправится только для того, чтобы получить наследство своего отца и жить в святилище Аллаха», и она согласилась. Аль-Мутталиб прибыл с ним Мекку, и Шейба сидел за ним на верблюде. Увидев его, люди сказали: «Это раб аль-Мутталиба (Абдулмутталиб)». Он ответил: «Горе вам, воистину, это сын моего брата Хашима».
Так к Абдулмутталибу пристало это прозвище, он стал известен под ним. После смерти аль-Мутталиба он занял его место, и среди людей он пользовался огромным почетом и влиянием.
Поэтому неудивительно, что некоторые мусульмане, помня о том, каким уважаемым человеком был дед пророка صلى الله عليه وسلم, как он воспитывал его и во всем помогал вплоть до своей смерти, которая произошла в год, когда пророку صلى الله عليه وسلم было 8 лет, стремятся дать своим сыновьям его имя.
Фатва:
Хукм имени Абдулмутталиб
Вопрос: несколько дней назад у меня родился сын, и я выбрал для него имя Абдулмутталиб عبد المطلب . Но некоторые люди сказали, что это имя недозволенно по шариату. Ответьте, так ли это, и джазакумуллагу хейран.
Ответ: хвала Аллаху.
Ученые сошлись на запрещенности любого имени, означающего быть рабом кого-либо помимо Аллаха, как Абдулмасих عبد المسيح («раб Мессии»), Абдулкаъба عبد الكعبة («раб Каъбы») и т.д., и единственное разногласие коснулось имени Абдулмутталиб.
Шейх Мухаммад бин Абдулваххаб رحمه الله привел слова Ибн Хазма: «…они сошлись на запрете любого имени, содержащего значение поклонения не Аллаху, как Абдуамр عبد عمرو , Абдулкаъба عبد الكعبة и подобных им имен, кроме Абдулмутталиба».
Его слова «кроме Абдулмутталиба» означают исключение этого имени из единогласного мнения ученых о его запретности, т.е. по поводу этого имени есть разногласия. Некоторые ученые сказали о том, что можно называть Абдулмутталибом, и в качестве доказательства они привели слова пророка صلى الله عليه وسلم:
أنا النبي لا كذب ، أنا ابن عبد المطلب
«Я пророк, и это не ложь. Я сын Абдулмутталиба».
Они говорят, что так пророк صلى الله عليه وسلم использовал это имя и одобрил его, что указывает на его дозволенность.
Другие ученые пришли к выводу о запретности называть Абдулмутталибом, т.к. в значении этого имени содержится поклонение не Аллаху. Насчет слов пророка صلى الله عليه وسلم «я сын Абдулмутталиба» они сказали, что это не значит, что он одобрял это имя, — эти слова были сообщением, упоминанием о том, что деда пророка صلى الله عليه وسلم звали Абдулмутталибом, и это не является показателем дозволенности или запретности имени.
Ибн аль-Къаййим сказал в «Тухфат аль-Мавдуд», стр. 79: «Что касается его слов «я сын Абдулмутталиба», то это относится не к одобрению этого имени, а к упоминанию имени, которым названный так человек был известен, и подобное сообщение с целью объяснения, кто имеется в виду, не запрещено. И нет оснований выделять это имя, как это сделал Абу Мухаммад бин Хазм. Сахабы называли бану Абдушамс и бану Абдуддар по их именам, и пророк صلى الله عليه وسلم не осуждал их за это. И вопрос сообщения и информирования шире, чем вопрос о том, чтобы называть этим именем, и некоторое из того, что допустимо в сообщениях, недозволенно при наречении именами».
Шейх Ибн Усеймин رحمه الله сказал: «Правильное мнение – это запретность поклонения аль-Мутталибу, и недозволенно никому называть своего сына Абдулмутталибом. Что касается слов пророка صلى الله عليه وسلم «Я сын Абдулмутталиба», то это было сообщением, а не наречением этим именем. Пророк صلى الله عليه وسلم сообщил, что у него был дед по имени Абдулмутталиб, но от него صلى الله عليه وسلم не приводится, что бы он сам называл кого-то Абдулмутталибом или разрешил так сделать кому-либо из его сподвижников, и он не одобрил кого-либо, кто назвал ребенка Абдулмутталибом. И речь идет о хукме, а не о сообщении, и существует разница между сообщением об имени, наречением именем и утверждением имени. Пророк صلى الله عليه وسلم говорил: «О бану Абдуманаф», но недозволенно ведь называть Абдуманафом.
Ученые сказали, что тот, кто говорит (и описывает) куфр, не становится от этого кафиром, и пророк صلى الله عليه وسلم говорил о чем-то, что уже свершилось, кончилось и прошло. И правильное мнение состоит в том, что нельзя добавлять к «абд» ничего, кроме имен Аллаха, — ни аль-Мутталиба, ни другие слова. Таким образом, подобные имена со значениями рабства по отношению к кому-либо, помимо Аллаха, относятся к ширку» («аль-Къавль аль-муфид», 3\63).
Шейх Бакр Абу Зейд сказал в «Муъджам аль-манаги аль-ляфзия», стр. 383: «Правильное мнение относительно Абдулмутталиба – запретность этого имени».
Таким образом, спрашивающему нужно поменять это имя на хорошее, как Абдуллах عبد الله и Абдуррахман عبد الرحمن .
И Аллах знает лучше.