Вопрос: обязательно ли нужно менять имя, если у него плохое значение?
Ответ: хвала Аллаху.
Как говорится, имена – это формы значений, и каждый человек имеет долю от своего имени. От человека требуется называть самому и называть своих детей благими именами, обладающими красивыми значениями, чтобы иметь долю от таких имен.
Ибн аль-Къаййим сказал: «Т.к. имена являются формами значений и указывают на них, мудрость Аллаха привела к тому, что между словом и его значением существует связь и соответствие. Значение не находится отдельно от самого слова – мудрость Аллаха отвергает это, а реальность свидетельствует, что это действительно не так. Напротив, имена обладают воздействием на названные им предметы, и эти предметы поддаются влиянию своих имен в их красоте или безобразности, легкости или тяжести, мягкости или грубости, как говорится в стихе:
Редко бывает так, что твои глаза посмотрят на человека с прозвищем, и ты не обнаружишь, если подумаешь, что его значение в его прозвище («Зад аль-маад», 2\336).
Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم изменял некрасивые имена на хорошие.
От Ибн Умара передается, что дочь Умара звали Асыей (عاصية – «непокорная»), и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал ее Джамилей (جميلة – «красивая») (хадис привел Муслим, № 2139).
Этот хукм (касающийся перемены некрасивого имени на хорошее имя) относится к желательному и предпочтительному, но не обязательному.
Далиль на это – хадис, который привел аль-Бухари (6190) от Ибн аль-Мусаййиба от его отца, что его отец пришел к пророку صلى الله عليه وسلم , и тот спросил его:
مَا اسْمُكَ ؟
«Как тебя зовут?»
Он ответил: «Хазн حزن».
Он сказал:
أَنْتَ سَهْلٌ
«Ты – Сагль».
Он сказал: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец».
Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И с тех пор в нашей семье не переставала быть хузуна («грубость»)».
Ибн Батталь сказал: «Из этого хадиса понятно, что приказ улучшать имена и изменять плохое имя на то, что лучше, не относится к обязательному (ваджибу)» («Фатх аль-Бари»).
Если бы это было обязательно, тот сподвижник не отказался бы его изменять, и пророк صلى الله عليه وسلم заставил бы его изменить имя. И Аллах знает лучше.
Однако если имя включает в себя значение поклонения не Аллаху, как Абдуннаби عبد النبي («раб пророка»), Абдулмасих عبد المسيح («раб Мессии») и т.д., то такое имя изменить нужно обязательно, т.к. недозволенно поклоняться никому, кроме Всевышнего Аллаха, и все создания – собственность Аллаха и Его рабы.
Ибн Хазм رحمه الله сказал: «Они сошлись на запрещенности любого имени на «абд» с добавлением не имени Аллаха, как Абдуамр عبد عمرو , Абдулкаъба عبد الكعبة и т.д.» («Фатх аль-Маджид», стр. 531).
И Аллах знает лучше.