Вопрос: Аллах даровал мне по Своей милости и щедрости дочь, которую я назвал Ритадж رتاج . Можно ли так называть? Считается ли, что я хорошо ее назвал или назвал плохо, из-за чего мне нужно изменить ее имя?
Ответ: хвала Аллаху.
Допустимо назвать девочку Ритадж, в этом нет ничего плохого. Основа в именах – разрешенность и дозволенность, пока имя не включает в себя шариатский запрет или плохое значение.
«Ар-Ритадж» в языке арабов означает закрытую дверь или большую дверь (см. «ас-Саххах филь-люга», 1\241, «Лисан аль-араб», 2\279).
Также говорится «ритадж аль-каъба رتاج الكعبة », т.е. дверь Каъбы.
Ан-Навави сказал: «Ритадж аль-Каъба»: его основа – дверь, может также иметься в виду сама Каъба» («аль-Маджмуъ», 8\467).
И Аллах знает лучше.
Вопрос: какой хукм имени Валях وله для девочки? Правда ли, что это имя шайтана, живущего в местах справления нужды?
Ответ: хвала Аллаху.
Во-первых: пророк صلى الله عليه وسلم не любил имена, указывающие на плохие значения, как привел аль-Бухари в своем «Сахихе», 6190, от Ибн аль-Мусаййиба, от его отца, что его отец пришел к пророку صلى الله عليه وسلم, и тот спросил:
مَا اسْمُكَ ؟
«Как тебя зовут?»
Он ответил: «Хазн». Он сказал ему:
أَنْتَ سَهْلٌ
«Ты Сагль». Он сказал: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец».
Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И с тех пор мы отличались грубостью и жесткостью».
Упомянутые в книгах по арабскому языку значения слова «валях» запрещают так называть.
В «Лисан аль-араб», 13\561, говорится:
«Аль-Валях الوله » — «печаль». Говорили, что это сумасшествие и смятение из-за силы страсти, печали и страха.
«Аль-Валях» — сумасшествие по причине потери любимого». См. также «аль-Къамус», 1621.
Из-за этих нежелательных значений – печали и сумасшествия – запрещено называть этим именем, и хороших имен столько, что можно обойтись без того, чтобы проявлять странности в именах, и след от таких имен может со временем отрицательно сказаться на том, кого так зовут.
Во-вторых: нигде не приводится, что «Валях» — одно из имен шайтана. Приводится имя Вальхан ولهان, но это также недостоверно и упоминается в слабом хадисе.
Убей бин Каъб رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إن للوضوء شيطانا ، يقال له : الولهان ، فاتقوا وسواس الماء
«Воистину, у вуду (омовения) есть шайтан, которого зовут аль-Вальхан, и бойтесь наущений воды». Этот хадис привел ат-Тирмизи (57) и сказал, что он слабый: «Хадис Убейя бин Каъба гариб, его иснад не сильный и не достоверный, и мы не знаем никого, кто бы привел его иснад, кроме Хариджи». Аль-Хасан сказал: «Он не является достоверным от пророка صلى الله عليه وسلم, и Хариджа не считается сильным у нас, и Ибн аль-Мубарак назвал его даифом».
Абу Зуръа ар-Рази сказал: «Отнесение его к пророку صلى الله عليه وسلم – мункар (порицаемо)» («аль-Иляль», 1\186). Ан-Навави сказал по поводу этого хадиса: «Даиф» («аль-Хуляса», 1\117). Даифом его назвал также Ибн Хаджар в «ат-Тальхис аль-хабир», 1\224, и аль-Альбани в «Даиф ат-Тирмизи».
И Аллах знает лучше.