Хукм имени Му’мин

Архив на категорию: Фатава
Дата: 10 Авг 10 - Комментарии к записи Хукм имени Му’мин отключены

Вопрос: можно ли мне назвать моего новорожденного сына Муъмином («верующим»)? На самом деле, мне нравится это имя, я горжусь им и теми значениями, которые оно в себя включает. Я бы хотел оставить это имя, надеясь на полноту имана моего сына. И человек имеет удел от своего имени, имя оказывает влияние на черты и особенности ребенка. Несмотря на это, мои родственники не одобрили мой выбор. Некоторым из них не понравилось, что это имя часто используется у шиитов, другие сказали, что это одно из имен Аллаха, а третьи посоветовали добавить в начале «абд» (Абдулмуъмин). Также говорят, что «Абд» — одно из имен пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, можно ли мне в начале добавить имя Мухаммад (Мухаммад Муъмин)? Надеюсь на скорый ответ…

Ответ: хвала Аллаху.

Наречение ребенка именем Муъмин – макрух (нежелательно) по двум причинам.

Первая причина: в имени содержится тазкия (восхваление).

Вторая причина: в нем содержится усмотрение дурных предзнаменований. Кто-то спросит: «Есть ли дома Муъмин («верующий»)?» или «Видел ли ты Муъмина («верующего»)?», и люди ответят: «Нет», если его нет дома или если он его не видел. И в подобных выражениях содержатся нежелательные слова, которые заставят предположить, что в доме нет верующих, или что человек не видел верующего человека.

В хадисах приводится запрет на называние именами, в которых содержится тазкия или дурное предзнаменование. Аль-Бухари (192) и Муслим (2141) привели хадис от Абу Гурейры, что Зейнаб звали Баррой, люди говорили, что она восхваляет сама себя, и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал ее Зейнаб.

Муслим (2142) привел хадис от Мухаммада бин Амра бин Ата, который сказал: «Я назвал свою дочь Баррой. Зейнаб бинт Аби Саляма сказала мне, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم запретил это имя, и что ее саму звали Баррой, и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

لَا تُزَكُّوا أَنْفُسَكُمْ ، اللَّهُ أَعْلَمُ بِأَهْلِ الْبِرِّ مِنْكُمْ

«Не восхваляйте самих себя, Аллах лучше знает, кто из вас благочестивый».

Его спросили: «Как нам ее назвать?», и он сказал:

سَمُّوهَا زَيْنَبَ

«Назовите ее Зейнаб».

Муслим (2136) привел хадис от Самуры бин Джундуба, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم запретил нам называть наших рабов четырьмя именами: Афлях أفلح («самый успешный»), Рабах رباح («прибыль»), Ясар يسار («богатый») и Нафиъ نافع («полезный»)».

Ат-Тирмизи (2836) привел это хадис так:

لَا تُسَمِّ غُلَامَكَ رَبَاحٌ وَلَا أَفْلَحُ وَلَا يَسَارٌ وَلَا نَجِيحٌ ، يُقَالُ : أَثَمَّ هُوَ ؟ فَيُقَالُ : لَا

«Не называй своего раба Рабахом رباح , Афляхом أفلح , Ясаром يسار  и Наджихом نجيح («успешный, удачный»). Люди спросят: «Есть ли он там?», и им ответят: «Нет».

Ан-Навави رحمه الله сказал: «Значение этих хадисов – смена некрасивого или нежелательного имени на хорошее. Есть достоверные хадисы о том, что пророк صلى الله عليه وسلم изменил имена многих сахабов. Он صلى الله عليه وسلم объяснил, что недостаток у имен бывает двух видов: тазкия (восхваление), либо ташаум или татайюр (усматривание дурного предзнаменования)» («Шарх Муслим»).

Что касается имени Всевышнего Аллаха, то это аль-Муъмин المؤمن (с артиклем «аль» в начале). Всевышний Аллах сказал:

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя…» (сура аль-Хашр, 23).

Можно назвать твоего сына Абдулмуъмином عبد المؤمن.

Среди имен пророка صلى الله عليه وسلم нет имени «Абд». Если мы предположим, что это одно из его имен, неправильным будет говорить Мухаммадуль-муъмин, Мухаммадуллах или Мухаммадуррахим, даже если будет иметься в виду Абдулмуъмин, Абдулла и Абдуррахим.

Таким образом, тебе следует назвать твоего сына Абдулмуъмином, если ты хочешь, либо назови его другим хорошим именем, в котором не будет тазкии и дурных предзнаменований.

И Аллах знает лучше.

Источник