Лекция шейха Мухаммада бин Салеха аль-Мунаджжида حفظه الله
Хукм называть именем или сыфатом, принадлежащим Аллаху; самые любимые для Аллаха имена.
Хукм называния именем или сыфатом, связанным со Всевышним Аллахом.
Одно из самых больших преступлений, которое совершают рабы с именами и сыфатами Аллаха – оспаривание одного из Его имени или сыфата и присвоение их Его созданиям. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم говорит в достоверном хадисе:
إن أخنع اسم عند الله: رجل تسمى ملك الأملاك؛ لا ملك إلا الله
«Воистину, самое униженное имя перед Аллахом будет у человека, которого звали Малик аль-Амляк ملك الأملاك («царь царей»), нет царя, кроме Аллаха».
Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал:
أغيظ رجل عند الله يوم القيامة وأخبثه: رجلٌ كان يسمى ملك الأملاك لا ملك إلا الله
«Больше всего разгневает Аллаха в Судный день человек, которого зовут Малик аль-Амляк, нет царя, кроме Аллаха».
К этому также относятся другие имена, которыми неарабы называли своих царей – Шахиншах, что значит «царь царей», и тот, кого так зовут, сильно разгневает Аллаха и будет сквернейшим человеком. По аналогии с этими именами некоторые ученые осудили, когда называют «Къадыль-къудат» قاضي القضاة («Судья судей»), потому что настоящим Къадыль-къудат может быть только Всевышний Аллах, и Он – лучший из разделяющих, и если Он захочет что-то, то скажет ему «Будь», и оно будет. Подобные имена также – Султан ас-салатын سلطان السلاطين («султан султанов») и т.д.
Самые любимые имена для Аллаха и право ребенка на своего отца в именах
Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم завещал рабам называть детей наиболее любимыми именами перед их Господом. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إن أحب أسمائكم إلى الله: عبد الله وعبد الرحمن
«Воистину, самые любимые ваши имена для Аллаха – Абдуллах и Абдуррахман». Когда рабы узнают, что их Господь больше всего любит имена Абдулла и Абдуррахман, для них становится мустахаббом (желательным) называть своих детей этими именами. Наречение ребенка именем – одно из прав ребенка на своего отца, и отцу нужно внимательно отнестись к этому и хорошо назвать ребенка. Имя оставляет большой след в жизни, как мы это увидим далее ин ша Аллах. Из руководства пророка صلى الله عليه وسلم, — что когда к нему приходил человек с именем, которое ему не нравилось, он изменял это имя, как пришло в достоверном хадисе:
«Когда пророк صلى الله عليه وسلم слышал некрасивое имя, он изменял его на лучшее имя». Эта перемена имен не ограничивалась людьми. Пророк صلى الله عليه وسلم также изменял названия мест и земель, которые носили некрасивые названия. В достоверном хадисе говорится: «Когда он слышал некрасивое имя, он изменял его. Он проходил мимо деревни, которая называлась Асира, и он назвал ее Хадыра». Несмотря на то, что это просто земля, но распространение хороших имен и называние красивыми именами – один из символов ислама. Хейсама бин Абдуррахман бин Аби Сабра рассказал, что его дед пошел с его отцом к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и тот сказал ему:
ما اسم ابنك؟
«Как зовут твоего сына?» Он ответил: «Азиз». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
لا تسمه عزيزاً ولكن سمه عبد الرحمن
«Не называй его Азизом, но назови Абдуррахманом».
Потом он сказал:
أحب الأسماء إلى الله عبد الله وعبد الرحمن والحارث
«Самые любимые имена для Аллаха – Абдуллах, Абдуррахман и аль-Харес». Хадис привел имам Ахмад с несколькими иснадами, Ибн Хиббан в сокращении и аль-Хаким, и он сказал: «Иснад хадиса сахих», с ним согласился аз-Загаби, и хадис находится в «ас-Сильсиля ас-Сахиха».
В двух «Сахихах» приводится следующий хадис: «К посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم пришли с аль-Мунзиром бин Аби Усейдом, когда он родился, и пророк صلى الله عليه وسلم положил его себе на бедро, и люди забрали его. Он сказал:
أين الصبي؟
«Где мальчик?» Абу Саид сказал: «Мы перевернули его, о посланник Аллаха», т.е. «отдали его». Он сказал:
ما اسمه؟
«Как его зовут?». Они ответили: «Так-то», и передатчик не сказал, как его звали, но это определенно было некрасивое имя. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
ولكن سمه المنذر.
«Назови его аль-Мунзир». Хадис сахих.
Имам Муслим رحمه الله привел в своем «Сахихе», что пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Асыя («непокорная, непослушная») عاصية (родственники назвали девочку Асыей) на Джамилю جميلة , и к нему пришли с человеком, которого звали Асрам أصرم («отрезанный; строгий, жесткий»), и пророк صلى الله عليه وسلم назвал его Зуръа زرعة(«место, где сажают растения»). Хадис привел Абу Дауд, и это достоверный хадис.
Одного человека из числа сподвижников звали Хазном («неровная твердая почва») حزن, и пророк صلى الله عليه وسلم назвал его Саглем («равнина; легкий; мягкий») سهل , и человек отказался переименоваться и сказал: «Сагль топчут и не уважают», как будто он не понял, что имел в виду посланник Аллахаصلى الله عليه وسلم, который назвал его Саглем от слова «сугуля سهولة» — «легкость, простота». Он сказал: «Сагль топчут, и по нему ходят рабы», в другом риваяте говорится: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец». Мы еще вернемся ин ша Аллах к этому риваяту.
В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Джабера бин Самуры, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорил:
إن الله سمى المدينة طيبة أو طابة
«Воистину, Аллах назвал Медину Тайибой или Табой».
Поэтому нежелательно называть Медину именем, которым она была известна в джахилии – Ясриб, от слова «тасриб» — «сильная ругань; поношение», и это плохое название. И Аллах назвал ее Тайибой или Табой, и это правильное, желательное имя, которым можно называть Медину посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Аллах рассказал о ней в Коране, упоминая слова мунафикъов:
وَإِذْ يَقُولُ الْمُنَافِقُونَ وَالَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ مَا وَعَدَنَا اللَّهُ وَرَسُولُهُ إِلَّا غُرُوراً * وَإِذْ قَالَتْ طَائِفَةٌ مِنْهُمْ يَا أَهْلَ يَثْرِبَ لا مُقَامَ لَكُمْ فَارْجِعُوا
Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением». Вот некоторые из них сказали: «О жители Ясриба, вы не сможете выстоять! Вернитесь!» (сура аль-Ахзаб, 12-13).