Лекция шейха Мухаммада бин Салеха аль-Мунаджжида حفظه الله
Нежелательность тазкии (восхваления); плохие предзнаменования (ташаум) в именах.
Нежелательность некоторых имен по причине того, что они содержат самовосхваление.
Так же, как изменение имени бывает из-за его некрасивости и безобразности, изменить имя иногда следует и в другом случае, когда имя на первый взгляд может казаться красивым. Аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад»и Абу Дауд привели хадис от Мухаммада бин Исхакъа, который сказал: «Мне рассказал Мухаммад бин Амр бин Ата, что он вошел к Зейнаб бинт Аби Саляма, и она спросила его, как зовут его сестру, и я сказал: «Ее зовут Барра». Она сказала: «Измени ее имя. Воистину, пророк عليه الصلاة والسلام женился на Зейнаб бинт Джахш, и ее звали Барра, и он услышал, как меня звали Барра, и сказал:
لا تزكوا أنفسكم فإن الله أعلم بالبرة منكن والفاجرة، سميها زينب
«Не восхваляйте самих себя, воистину, Аллах лучше знает, кто из вас благочестивая, а кто порочная. Назови ее Зейнаб», и Умм Саляма сказала: «Она Зейнаб». В «ас-Сильсиля ас-Сахиха» сказано по поводу этого хадиса, что его иснад хасан.
И из-за того, что в имени Барра содержится самовосхваление, хотя с виду оно красивое, пророк صلى الله عليه وسلم изменил его по этой причине и сказал:
لا تزكوا أنفسكم فإن الله أعلم باهل البر منكم
«Не восхваляйте самих себя, Аллах лучше знает о том, кто из вас благочестивый». Поэтому изменение такого имени – мустахабб (желательно), но не ваджиб (обязательно). К подобным нежелательным именам относятся имена ат-Такъи التقي («благочествый, набожный»), аль-Муттакъи المتقي («благочестивый, богобоязненный»), аль-Мутыъ المطيع («послушный»), ат-Таиъ الطائع («послушный»), ар-Рады الراضي («приятный»), аль-Мухлис المخلص («искренний»), аль-Муниб المنيب («кающийся»), ар-Рашид الرشيد («благоразумный»), ас-Садид السديد («правильный»), как упомянул Ибн аль-Къаййим رحمه الله, и сказал: «Что касается того, чтобы называть куффаров этими именами (т.е. называть их Таиъ, Муниб, Рашид, Барр, Барра и т.д.), то это совершенно неразрешено. Поэтому если ты увидишь человека, оставившего намаз, покинувшего религию Аллаха, которого зовут Мухсин محسن («благодетельный»), то не зови его Мухсином. И если ты увидишь человека, оставившего намаз, покинувшего религию Аллаха, которого зовут Мутыъ مطيع («покорный»), то никогда не называй его Мутыъ. Если ты увидишь человека, оставившего намаз, ослушавшегося приказов Аллаха, настаивающего на разврате и грехах, которого зовут Муниб منيب («раскаивающийся»), то никогда не называй его Мунибом, ведь он еще не покаялся. Что касается того, чтобы называть так куффаров, то не допустимо называть их этими именами, сообщать о них при помощи этих имен. И Аллах гневается, когда их так называют. Что касается остальных имен, в которых содержится значение благочестия, то их не нужно изменять, особенно если это одно из имен пророков, как, например, Салех صالح («благочестивый, праведный»). Поэтому имя Барра имеет определенную особенность в этом случае, и то, что оно макрух, это не значит, что все остальные имена, в которых содержится значение, похожее на значение имени Барра, так же нежелательны.
Отвращение у некоторых обладателей слабых душ.
Среди причин изменения некоторых хороших имен – то, что приводится в достоверном хадисе:
لئن عشت إن شاء الله لأنهين أن يسمى رباح ونجيح وأفلح ويسار
«Если бы я жил дольше, то, ин ша Аллах, запретил бы называть Рабахом, Наджихом, Афляхом и Ясаром».
В достоверном риваяте также приводится:
لأنهين أن يسمين بنافعة وبركة ويساراً
«Воистину, я запрещаю называть Нафиой, Баракой и Ясаром».
Также достоверно приводится, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
لا تسمين غلامك يساراً ولا رباحاً ولا نجيحاً ولا أفلح
«Не называй своего ребенка ни Ясаром, ни Рабахом, ни Наджихом, ни Афляхом».
В чем причина? Разве это некрасивое имя? Нет. Пророкعليه الصلاة والسلام говорит:
فإنك تقول: أثمت هو؟
«Воистину, ты говоришь: «Есть ли он там?», ты приходишь и спрашиваешь о нем дома, такой-то дома? И его нет, и ему говорят: «Нет». И некоторые люди начинают видеть в этом дурное предзнаменование, раз в этом доме нет ясара («богатства») или нет рабаха («прибыли»), и так происходит с людьми, среди которых распространена вера в дурные предзнаменования. Значения, подобные Ясару и Рабаху – Хейр خير («добро, благо»), Сурур سرور («радость»), Ниъма نعمة («милость») и другие подобные имена. И если в доме есть человек, которого зовут Хейр или Сурур или девочка, которую зовут Ниъма, человек пришел и спрашивает: «У вас есть Ниъма?» Если ее нет дома, то говорят: «Нет». «У вас есть Хайр?» Если он не дома, говорят: «Нет». «У вас дома есть Сурур?» Если он отсутствует, говорят: «Нет». И у некоторых людей, в душах которых не до конца укрепилась акъида тавхида, появляется возможность увидеть в таких ответах дурные предзнаменования. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم был близок к тому, чтобы запретить эти имена, если бы жил дольше, или запретил бы называть так рабов, чтобы не возникало дурных предзнаменований, а не потому, что это плохие имена.
Красивое имя имеет свою пользу: в нем можно видеть хорошие предзнаменования, и это относится к руководству посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, поэтому в достоверном хадисе говорится: «Ему нравилось, когда он выходил по своим делам, слышать, как кто-то говорит «О Рашид!» в плане рашада (благоразумности) и успеха. Он видел в этом хорошее предзнаменование, выходя по своим делам. Если он слышал слова «О Рашид», он радовался, что благоразумность и успех будут его спутниками в его деле.