Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 5

Архив на категорию: Аудио
Дата: 24 Авг 10 - Комментарии к записи Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 5 отключены


Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله

Хукм называния отдельными буквами из Корана (хуруф мукъаттаа); связь между именем и человеком.

Хукм называния отдельными буквами (хуруф мукъаттаа).

Среди имен, которыми запрещается называться — имена и названия Корана и его сур, как Таха طه, Ясин يس и Хамим حم . Имам Малик сказал о нежелательности называния Ясином ياسين. Что касается слов простых людей – что Ясин и Таха относятся к именам пророка صلى الله عليه وسلم, то это неверно, и нет ни одного достоверного хадиса об этом. Таха относится к хуруф мукъаттаъа (отдельные буквы), как Хамим. Ясин тоже относится к хуруф мукъаттаъа, как Каф Га Я Айн Сад كهيعص , и это не имена, принадлежащие пророку صلى الله عليه وسلم. И даже если тысячи людей скажут, что это имена пророка صلى الله عليه وسلم, они от этого не станут его именам. Я лично слышал о человеке из полуострова Индостан, который назвал своего сына Тасин طس.

Среди нововведений, произошедших в эти дни – называние детей путем открытия мусхафа. Люди открывают мусхаф, и если попадут на какое-нибудь имя, называют им мальчика или девочку. Если они попадут на «Афнан» أفنان, то назовут девочку Афнан, а если ничего не найдут, назовут ее Ая آية  («аят»), и это бидъатческий путь, и если бы он был хорошим, салафы опередили бы нас в нем. У нас, хвала Аллаху, есть имена детей сподвижников, табиинов, детей тех, кто последовал за ними, мужского и женского пола, и это очень красивые имена.

Связь между именем и человеком

Т.к. имена – формы значений, указывающие на них, между именем и значением существует связь и схожесть. Имена оказывают влияние на названные ими вещи, и названные вещи имеют воздействие на свои имена, — в красоте или безобразности, в легкости или тяжести, в мягкости и грубости. Поэт сказал:

Редко когда посмотрят твои глаза на человека, обладающего прозвищем,

И его значение, если ты подумаешь – в его прозвище.

Пророк عليه الصلاة والسلام любил красивые имена. Когда он хотел отправить посланца, он приказывал, чтобы был выбран человек с хорошим именем и красивым лицом, чтобы люди со слабыми душами не увидели в нем дурное предзнаменование, и чтобы единобожники сочли его хорошим предзнаменованием. Пророк صلى الله عليه وسلم использовал значения имен во сне и наяву. Так, пророк صلى الله عليه وسلم однажды ночью увидел во сне, что он и его сподвижники находятся в доме Укъбы бин Рафеъ, и принесли свежие финики (рутаб) Ибн Таба, и пророк صلى الله عليه وسلم истолковал этот сон, что у них будет рифъа (возвышенность) в этой дунье, от имени Рафеъ رافع («возвышающий»), и акъиба (награда) в ахирате, от слова Укъба عقبة, и что религия, которую Аллах избрал для них, увлажнилась (от слова рутаб رطب – «свежие финики») и стала хорошей (от слова «таб»).

Также он истолковал легкость их дела в день аль-Худейбии, когда пришел Сугейль бин Амр, и пророк عليه الصلاة والسلام сказал:

سهل لكم من أمركم

«Ваше дело стало легким», и он увидел доброе предзнаменование в имени Сугейль, когда тот к нему пришел. Когда пророк صلى الله عليه وسلم прибыл в Медину, ее называли Ясрибом, и он знал, что это слово от «тасриб» — «сильная ругань, поношение», и пророк صلى الله عليه وسلم изменил ее на «ат-Тайиба» или «ат-Таба».

Пример того, как имена влияют на то, что названо ими

Если ты хочешь узнать влияние имен на то, что ими названо, взгляни на этот хадис: когда Хазн حزن («неровная твердая почва») пришел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и он был дедом Саида бин аль-Мусайиба, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم изменил его имя с Хазна на Сахль سهل, и этот человек сказал: «Я не изменю имя, которым меня назвал мой отец». И Саид رحمه الله сказал: «В нашей семье распространялась эта хузуна («жесткость») от того, что человек не послушался, когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал его именем Сахль, и он настаивал на имени Хазн, несмотря на то, что это имя некрасивое». И эта жесткость в их характере и нравах осталась из-за того непослушания. Кто посмотрит на сунну, найдет, что значения связаны с именами, как будто значения были взяты из этих имен. Посмотри на слова пророка صلى الله عليه وسلم:

أسلم سالمها الله، وغفار غفر الله لها —ولكن قبيلة عصية قال:- عصية عصت الله ورسوله

«Аслам (название племени) – да помирит ее Аллах, Гифар – да простит ей Аллах». На племя Усейя он сказал: «Усейя – ослушалась Аллаха и Его посланника».

Исторические факты сообщают, что племена Аслам и Гифар подчинились Аллаху, Господу миров, и люди из этих племен пришли к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, что касается племени Усейя, то оно вело войну с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, участвовало вместе с племенами Риъль и Закван в убийстве сподвижников пророка عليه الصلاة والسلام. Посмотри, как произошло это предопределение, и Аслам и Гифар были из тех, кто пришел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, кающимися и направленными на верным путь, а Усейя ослушалась Аллаха и Его посланника.

Когда аль-Хусейн رضي الله عنه и его товарищи остановились в Карбале, они спросили, как называется это место, и им ответили: «Карбала». Он сказал: «Карб كرب» («скорбь, печаль») и «Бала بلاء» («беда, несчастье»), и так действительно было. Когда Халима ас-Саъдия пришла к Абдулмутталибу, прося его о том, чтобы взять на вскармливание посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, когда он был маленьким, он спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Женщина из бану Саъд». Он сказал: «Как тебя зовут?». Она ответила: «Халима حليمة» («кроткая, мягкая»). Он сказал: «Бах, бах… Саъд («счастье») и Хильм («кротость, мягкость, доброта») – в этих двух качествах содержится богатство веков».

Из-за этого родителям следует выбирать для своего ребенка, будь он мальчиком или девочкой, хорошее имя, которое содержит в себе хорошее значение, и Аллах سبحانه по Своей мудрости и предопределению внушает людям, чтобы они назвали именами, которые будут соответствовать названным ими людям по своему произношению и значению, как соответствуют причины и следствия.

Влияние имени на того, кто его слышит

Абуль-Фатх бин Джинни, один из ученых арабского языка, сказал: «…я слышал имя и не знал, что оно значит. Я брал его значение из того, как оно звучит, затем открывал словарь, и это было то самое значение или близко от него». Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал после предисловия: «Я сказал об этом шейхуль-исламу Ибн Теймие رحمه الله, и он сказал: «И со мной это часто случается». Посмотри, например, на слово «Саид سعيد » («счастливый») — как это слово указывает на его значение. Потом посмотри на слово «Шакъи شقي » («несчастный»), как буквы «шин», «къаф» и «я» указывают на неприятное для человека значение. Если ты скажешь слово «хинзир», например, кому-нибудь, кто не знает, что оно значит и на что указывает, а потом спросишь его, красивое ли это имя или нет? Влияние букв «ха», «нун», «зай» вызывают плохое впечатление, и он скажет тебе: «Имя Хинзир – некрасивое, и у него плохой смысл», если у него все нормально с фитрой.

В итоге, нравы, дела и плохие деяния имеют имена, которые подходят к ним, и, наоборот, хорошие дела вызывают имена, которые подходят им. Это касается описаний и личных имен. Обладатель красивого имени может стесняться перед своим именем, и имя будет побуждать его делать то, что подходит к ему. Поэтому ты видишь, что, как сказал Ибн аль-Къаййим, имена большинства подлецов соответствуют им, как Абу Ляхаб, а имена большинства возвышенных людей подходят к ним, как Мухаммад صلى الله عليه وسلم, Умар, Али бин Аби Талиб رضي الله عنه и т.д. Это небольшое вступление про связь между именем и названным предметом. И хотя эта связь не всегда очевидна, она существует.