Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله
Кунья; допустимость иметь ее при отсутствии детей; дозволенность иметь больше одной куньи.
Исламское руководство в куньях
Что касается куний, то это из руководства благих салафов رحمهم الله, и во главе их – посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, и он давал куньи своим сподвижникам, и у него صلى الله عليه وسلم была кунья – Абуль-Къасим أبو القاسم .
Разрешенность носить кунью, даже если нет детей.
Когда жена пророка صلى الله عليه وسلم Аиша хотела взять себе кунью, у нее не было ребенка. Она сказала пророку صلى الله عليه وسلم: «О посланник Аллаха! У всех твоих жен есть кунья, кроме меня». И посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
اكتني بابنك عبد الله
«Возьми кунью по твоему сыну Абдулле», т.е. по Абдулле бин аз-Зубейру, хотя он не был ее сыном, а она приходилась ему тетей по матери, и пророк صلى الله عليه وسلم назвал его ее сыном, т.к. тетя по матери занимает место матери, и в достоверном хадисе приводится , что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
اكتني بابنك عبد الله أنت أم عبد الله
«Возьми кунью по своему сыну Абдулле, и ты – Умм Абдулла». И иснад хадиса сахих, его привел имам Ахмад. Если у женщины нет куньи, сунной для нее является взять себе кунью по ближайшему из людей, например, назваться Умм Фулян («мать такого-то»), и этот такой-то – ее племянник, например. Аль-Бухари привел в своем «Сахихе», в главе «Куньи для ребенка и для того, у кого еще нет детей», следующий хадис:
يا أبا عمير ما فعل النغير
«О Абу Умейр, что сделал ан-Нугейр», и с этими словами пророк صلى الله عليه وسلم играл с маленьким ребенком из детей сподвижников, и Абу Умейр был братом Анаса бин Малика رضي الله عنهما. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал ему: «О Абу Умейр! – хотя он был очень маленьким ребенком, — что сделал ан-Нугейр?», и ан-Нугейром звали его птицу.
Кунья для ребенка.
Пророк صلى الله عليه وسلم дал Ибн Масъуду кунью Абу Абдуррахман до того, как у него родился сын, как привел ат-Табарани. Аль-Хафиз сказал: «Иснад хадиса сахих». Поэтому также из сунны, что человек берет себе кунью до того, как у него родится ребенок. Ученые сказали: «Они давали кунью ребенку, надеясь и видя хорошее предзнаменование в том, что он будет жить и у него родятся дети, а также чтобы их не стали звать по прозвищам. Один из них сказал: «Быстрее называйте ваших детей по кунье, до того, как над ними будут преобладать прозвища!».
Разрешенность иметь больше одной куньи.
Пророк صلى الله عليه وسلم дал Али кунью Абу Тураб, как приводится в достоверном хадисе, которым аль-Бухари رحمه الله озаглавил главу «Кунья Абу Тураб, даже если у человека была другая кунья». От Сахля бин Саъда приводится, что он сказал, что самым любимым именем для Али رضي الله عنه была кунья Абу Тураб, и что он радовался, когда его звали по ней, и Абу Турабом его назвал пророк صلى الله عليه وسلم. Однажды Али поругался с Фатимой, и он вышел, лег, прислонившись к стене в мечети, и к нему пришел пророк صلى الله عليه وسلم, когда он так лежал, и на спине Али была пыль от того, что он лежал на земле или прислонившись к стене. И пророк صلى الله عليه وسلم стал счищать пыль с его спины и говорить:
اجلس يا أبا تراب
«Сядь, о Абу Тураб» («тураб» — «пыль; земля»), хотя Али имел другую кунью – это была кунья по его сыну аль-Хасану. Он говорил: «Я Абуль-Хасан». Ибн Хаджар رحمه الله сказал: «В этом содержится разрешенность называть человека больше, чем одной куньей, или давать прозвище в виде кунье, так, как это подходит к положению человека, и как пророк صلى الله عليه وسلم образовал кунью Абу Тураб, и если прозвище исходит от более старшего человека, он примет ее, даже если это не хвалебное слово, но недопустимо, чтобы кунья была некрасивой, как, например, Абу + … (название какого-нибудь неприятного животного). Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал маленькой девочке, которая надела красивую одежду:
هذا سنا يا أم خالد
«Это сана, о Умм Халид», и «сана» — «красивый» на эфиопском языке.