Можно ли произносить имя мужа или жены перед людьми?

Архив на категорию: Фатава
Дата: 20 Окт 10 - Комментарии к записи Можно ли произносить имя мужа или жены перед людьми? отключены

Вопрос: во многих культурах человека называют «Абу такой-то» («отец такого-то) или «Умм такого-то» («мать такого-то»). Обычно жены не называют своих мужей по их именам – все называют мужей по кунье – «Абу – «отец» — + имя их старшего сына». Приводится ли на это дело далиль из Корана и сунны? Если ответ – «нет», то как началась эта традиция?

Является ли ошибкой по исламу, чтобы жена называла своего мужа по его имени, когда говорит о нем, или же чтобы муж называл свою жену по имени?

Ответ: хвала Аллаху.

Во-первых: да, достоверно приводится от некоторых сподвижниц, чтобы они называли своих мужей по куньям, например:

Аун бин Джухейфа сказал: «В своё время Сальман и Абуд-Дарда رضي الله عنهما побратались друг с другом благодаря пророку صلى الله عليه وسلم , а через некоторое время Сальман навестил Абуд-Дарду и увидел, что Уммуд-Дарда (жена Абуд-Дарды) одета в поношенную одежду. Он спросил её: «Что с тобой?» Она ответила: «Твой брат Абуд-Дарда не интересуется миром этим!» А потом вернулся и сам Абуд-Дарда, приготовил для него еду и сказал: «Ешь, а я, поистине, пощусь!» Сальман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!», и он поел, а когда настала ночь, Абуд-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: «Поспи!», и он лег спать, но через некоторое время опять встал на молитву, а Сальман опять сказал ему: «Поспи!», когда же ночь стала близиться к концу, Сальман сказал ему: «А сейчас поднимайся», и они совершили молитву, после которой Сальман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть права на тебя, и сам ты имеешь права на себя, и у жены твоей есть права на тебя, так соблюдай же права каждого из тех, кто имеет право на что-либо!» А потом он пришёл к пророку صلى الله عليه وسلم, рассказал ему обо всём, и пророк сказал:

صدق سلمان

«Сальман сказал правду!» (хадис привел аль-Бухари, 1832).

Среди других далилей:

Фатима бинт Къайс сказала: «Мой муж Абу Амр бин Хафс бин аль-Мугира Айяш бин Аби Рабиа отправил меня с разводом, и дал пять саъ фиников и пять саъ ячменя. Я сказала: «Разве на меня не полагается содержание, помимо этого, и я не должна держать идду в вашем доме?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «И я надела свою одежду и пришла к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и он спросил:

كم طلقك ؟

«Сколько раз он дал тебе талакъ?»

Я сказала: «Три раза».

Он сказал:

صدق ليس لك نفقة

«Он сказал правду – тебе не полагается содержание» (Муслим, 2721).

Во-вторых:

Что касается упоминания женщиной своего мужа по имени, то в этом также нет ничего плохого, например:

Зейнаб, жена Абдуллы (т.е. Ибн Масъуда) сказала: «Я была в мечети, и пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

تصدقن ولو من حليكن

«Давайте садакъу, даже из ваших украшений». И Зейнаб расходовала на Абдуллу и сирот, находившихся в ее доме. Она сказала Абдулле: «Спроси посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, заменит ли мне мое расходование на тебя и на сирот в моем доме садакъу?» Он сказал: «Сама спроси посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم». И я отправилась к пророку صلى الله عليه وسلم, и обнаружила женщину из ансаров у двери, пришедшую по тому же поводу, что и я, и мимо нас прошел Биляль, и я сказала: «Спроси пророка صلى الله عليه وسلم, заменит ли мне мое расходование на моего мужа и сирот садакъу?» И мы сказали, чтобы он не сообщал ему о нас. Биляль вошел и спросил, и пророк صلى الله عليه وسلم спросил:

من هما ؟

«Кто они?»

Он ответил: «Зейнаб».

Он сказал:

أي الزيانب ؟

«Какая именно Зейнаб?»

Он сказал: «Жена Абдуллы». Он сказал:

نعم ، لها أجران ، أجر القرابة وأجر الصدقة .

«Да, заменит, и ей две награды – за родство и садакъу».

Хадис привел аль-Бухари (1373) и Муслим (1667).

Среди примеров называния женой своего мужа по имени также:

Передается, что Хувейля бинт Малик бин Саъляба сказала: «Мой муж Аус бин ас-Самит сделал мне зигар (т.е. сказал, что она подобна хребту его матери, и зигар ظهار — языческий обряд отвержения жен, при котором мужчина приравнивает свою жену к матери, сестре или другой женщине, на которой он не имеет права жениться), и я пришла к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, жалуясь на него, и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, препирался со мной о нем и говорил:

اتقي الله فإنه ابن عمك

«Побойся Аллаха, воистину, он сын твоего дяди по отцу». И в Коране было ниспослано:

قد سمع الله قول التي تجادلك في زوجها

«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа…».

Хадис привел Абу Дауд, 1893, и Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его сахихом.

См. «Хулясатуль-бадриль-мунир», 2\229.

В-третьих:

Что касается упоминания имени мужа или жены перед людьми, то этот вопрос относится к обычаям людей в этом обществе. Некоторые общества осуждают это. Мало того, некоторые относят это к недостаточной ревности. В вышеупомянутом хадисе Ибн Масъуда Биляль رضي الله عنه произнес имя жены Ибн Масъуда – Зейнаб, и если женщина известна своим именем, нет ничего плохого в том, что кто-нибудь, помимо мужа, будет упоминать ее по имени, так что же тогда говорить о самом муже?

Лучше будет, если в некоторых обществах супруги будут упоминать друг друга по кунье, или так обращаться друг к другу перед людьми. И много проблем случилось по причине проявления небрежности в этом деле.

И Аллах – Дарующий успех.

Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид.

Источник