Вопрос: У нас было семейное собрание с родственниками, и на нем мы обсудили выбор имени для детей. Спор возник по поводу называния детей именами пророков عليهم السلام и сподвижников. Одна родственница сказала, что не любит имена Закария زكريا и Мухаммад محمد , потому что это старые имена. Она убеждала нас, что любит пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, однако считает, что его имя несовременное. К несовременным именам она также отнесла Аишу عائشة , Нусейбу نسيبة , Ису عيسى , Фатиму فاطمة и т.д. Под современными именами она имела в виду Шараф شرف, Тамер تامر и пр. Можно ли говорить такое о пророках, т.е. говорить, что их имена древние, некрасивые для нашего времени, и очерняют ли такие слова веру говорящего так человека? И джазакумуллаху хайран. Дыяуддин.
Ответ: во имя Аллаха, и хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, а затем:
В наречении детей именами пророков и праведников (и во главе их стоят сподвижники) содержится религиозная польза. Это лучшие имена, т.к. Всевышний Аллах избрал их для наилучших из Своих созданий. В наречении такими именами содержится напоминание о пророках и побуждение к подражанию им, поэтому они являются желательными по шариату. В хадисе говорится:
تسموا بأسماء الأنبياء
«Называйте именами пророков». Хадис привели Абу Дауд и Абу Яъля. Тот, кто не любит эти имена и отказывается от них, тот ошибся и противоречит пророческому руководству.
Ибн аль-Къаййим сказал в «Тухфат аль-мавлюд биахкамиль-мавдуд»: «Саид бин аль-Мусаййиб сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – имена пророков. В «Тарихе» Ибн Аби Хейсамы приводится, что у Тальхи было 10 сыновей, и все они носили имена пророков. У аз-Зубейра было 10 сыновей, и все они были названы именами шахидов. Тальха сказал ему: «Я называю именами пророков, а ты – именами шахидов». Аз-Зубейр ответил: «Я сильно желаю, чтобы мои дети были шахидами, но ты не можешь желать, чтобы твои дети стали пророками».
В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Абу Мусы, который сказал: «У меня родился сын, я пришел с ним к пророку صلى الله عليه وسلم, и он назвал его Ибрагимом и сделал ему тахник фиником».
Аль-Бухари сказал в своем «Сахихе»: «Глава о тех, кого звали именами пророков. Нам рассказал Ибн ан-Нумейр, нам рассказал Мухаммад бин Бишр, нам рассказал Исмаил: я сказал Ибн Аби Ауфа: «Я видел Ибрагима, сына пророка صلى الله عليه وسلم. Он умер в детстве. И если бы было суждено, что после Мухаммада صلى الله عليه وسلم будет пророк, его сын бы выжил. Но после него нет пророка». Затем он упомянул хадис аль-Бары, что когда умер Ибрагим, пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إِنَّ لَهُ مُرْضِعًا فِى الْجَنَّةِ
«Воистину, у него есть кормилица в раю».
В «Сахихе» Муслима есть глава о том, чтобы называть именами пророков и праведников, и там упоминается хадис аль-Мугиры бин Шуъбы, который сказал: «Когда я прибыл в Наджран, меня спросили (христиане): «Вот вы читаете (т.е. в Коране – прим.пер.): «О сестра Гаруна и Мусы» (про Марьям, мать Исы عليه السلام), а до Исы было столько-то и столько лет». И когда я пришел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, то спросил его об этом, и он сказал, что они (иудеи эпохи Марьям) называли детей по именам своих пророков и праведников, живших до них».
Ан-Навави также выделил главу в своем «Шархе» Муслима, которую назвал «Желательность называть именами пророков».
Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкъити сказал в «Шарх Зад аль-Мустакънаъ»: «Желательно называть именами праведников. Как достоверно пришло в хадисе аль-Мугиры رضي الله عنه وأرضاه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
كانوا -أي الذين من قبلكم— يسمون بأنبيائهم والصالحين قبلهم
«Они (т.е. те, кто жили до них) называли в честь своих пророков и праведников, живших ранее».
Мудрость в этом такова, что если человека называли именем пророка или праведника, то когда он вырастал, то читал историю этого пророка, благочестивого имама или достойного ученого, проникался и брал его для себя в качестве примера для подражания, и это врожденное природное чувство… И в душах содержатся побуждения к добру, и так имена становятся дорогой к благу. Напротив, называние в честь злодеев, грешников и нечестивцев побуждает человека к порочности. Что касается того, чтобы называть именами кафиров, то это запрещено, т.к. в этом содержится подражание им».
Однако пришлая культура привнесла различные идейные тенденции, и одно из худшего, что было извергнуто некоторыми европеизированными людьми – отвращение к украшению детей – шариатским именам, и их желание называть иностранными именами. Кто не любит эти исламские имена – заблуждается, и ему нужно покаяться Всевышнему Аллаху. Его заявление, что он любит нашего господина Мухаммада صلى الله عليه وسلم, но не любит его имя, противоречит само себе. И тот, кто полюбил человека, полюбит и его имя и захочет так называть своего ребенка, и действие, а не просто слова, является истинным доказательством любви.
Что касается слов, что это якобы старые имена, не современные – то эти слова источают запах европеизации и ильмании (секуляризма), и они не достойны мусульманина, гордящегося своей религией, своим пророком и его благородными сподвижниками.
Вместе с этим, мы придерживаемся хорошего мнения о женщине, которая сказала эти слова, и предполагаем, что она не имела в виду то, что говорила. Мы призываем ее образумиться. Если она хочет «современное» имя, то ей можно выражать свое желание, если это имя хорошее, но не надо разглашать свою нелюбовь к самым любимым для мусульман именам.
Далее, слова, что эти имена несовременные, являются чистой воды ложью, которые могут свидетельствовать только о том, что человек не живет среди мусульман в разных частях света. И статистика доказывает, что самое частое имя среди исламских имен – Мухаммад.
И Аллах знает лучше.
Доктор ас-Сейид Мабрук Сакър, преподаватель университета аль-Азхар, 19.10.2010 г.
См. также: Имена пророков в Англии.