Вопрос: каков хукм имени Иман?
Ответ шейха Мухаммада бин Салеха аль-Усеймина رحمه الله: «Я считаю, что в имени Иман содержится тазкия (восхваление), а от пророка صلى الله عليه وسلم достоверно приводится, что он изменил имя Барра برة («благочестивая») из боязни восхваления. В «Сахихе» аль-Бухари от Абу Гурейры رضي الله عنه приводится, что Зейнаб изначально звали Баррой, и про нее говорили: «Она восхваляет сама себя», и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал ее Зейнаб (10\474, «Фатх аль-Бари»), и в «Сахихе» Муслима (3\1687) приводится от Ибн Аббаса رضي الله عنهما, что он сказал: «Джувайрию звали Баррой, и пророк صلى الله عليه وسلم переименовал ее в Джувайрию, и ему не нравилось, когда говорили: «Он вышел от Барры». Также на стр. 1688 от Мухаммада бин Амра бин Ата передается, что он сказал: «Я назвал свою дочь Баррой, и Зейнаб бинт Аби Саляма сказала мне, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم запретил это имя и сказал:
لا تزكوا أنفسكم الله أعلم بأهل البر منكم
«Не восхваляйте сами себя. Аллах лучше знает, кто из вас благочестивый».
Люди спросили: «Как нам ее называть?»
Он сказал:
سموها زينب
«Назовите ее Зейнаб».
И пророк صلى الله عليه وسلم объяснил, что нежелательного было в том имене:
Во-первых, когда говорили: «Он вышел от Барры» или «Вышел из Барры».
Во-вторых, это восхваление, и Аллах лучше нас знает, кто достоин этого восхваления.
На основании этого, необходимо изменить имя Иман, потому что пророк صلى الله عليه وسلم запретил называть тем, в чём содержится восхваление, особенно если этим именем называют женщин, и имя ближе к тому, чтобы быть мужским, ведь слово «иман» — мужского рода.
«Маджмуъ фатава ва расаиль» шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усеймина, т.1, глава «аль-Манаги аль-ляфзия».
В другой фатве шейх сказал:
«Имя Иман несет в себе разновидность восхваления, поэтому не следует им называть. Пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Барра, потому что оно указывало на восхваление… Что касается случая, когда это просто имя, и его не понимают как восхваление, то в этом нет ничего плохого. Поэтому мы называем Салех, Али и другими именами, и они не несут в себе значение восхваления».
Ответ постоянного комитета по выдаче фатв под председательством шейха Ибн База رحمه الله:
Вопрос: какие есть нежелательные по исламу имена? Являются ли имена Иман и Гуда هدى («прямой путь») нежелательными? Что можно сказать о человеке, у которого есть трехлетняя дочь по имени Иман, должен ли он изменить ее имя? И джазакумуллагу хейран.
Ответ: можно называть и Гуда, и Иман, и мы не знаем на них запрета в шариате.
И с Аллахом — успех, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников («аль-Ляджна ад-даима лиль-бухусиль-ильмия валь-ифта», 11\463).
Ибн Баз также сказал по поводу имени Иман:
«…что касается Иман, то в нем нет ничего плохого. Это имя как Насер ناصر («помогающий»), Салех صالح («благочестивый») и Амер عامر («процветающий, живущий»), — этими именами называют из-за их звучания, а не значения».