Вопрос: какова достоверность хадиса, что самые любимые имена для Аллаха – Абдулла и Абдуррахман? И каков текст хадиса?
Ответ: хвала Аллаху.
Хадис, о котором спрашивается в вопросе, достоверный. Его привел имам Муслим в своем «Сахихе» (№ 2131) от Ибн Умара رضي الله عنهما, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
إِنَّ أَحَبَّ أَسْمَائِكُمْ إِلَى اللَّهِ عَبْدُ اللَّهِ وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ
«Воистину, самые любимые из ваших имен для Аллаха – Абдулла и Абдуррахман».
Абу Дауд привел хадис (№ 4950) от сподвижника пророка صلى الله عليه وسلم Абу Вагба аль-Джушами, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
تَسَمَّوْا بِأَسْمَاءِ الأَنْبِيَاءِ ، وَأَحَبُّ الأَسْمَاءِ إِلَى اللَّهِ عَبْدُ اللَّهِ وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ ، وَأَصْدَقُهَا حَارِثٌ وَهَمَّامٌ ، وَأَقْبَحُهَا حَرْبٌ وَمُرَّةُ
«Называйтесь именами пророков, и самые любимые для Аллаха имена – Абдуллах и Абдуррахман, и самые правдивые из них – Харис и Гаммам, а самые отвратительные – Харб и Мурра». Аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд».
Имена, содержащие в себе значения поклонения Аллаха (начинающиеся со слова «абд» — «раб»), более любимы для Аллаха, чем другие, т.к. в них содержится описание Всевышнего Аллаха подобающим Ему образом, которым нельзя описать никого, кроме Него, ни одно создание – это признание и подтверждение божественности (улюгийя) Всевышнего Аллаха.
Вместе с этим признанием в этих именах присутствует описание раба подходящим для него образом, из которого он не может выйти ни на мгновение в своей жизни – это состояние его рабства по отношению к его Господу. Такое имя правдиво по отношению к своему носителю, и человеку, названному им, оказывается честь в том, что в его имени содержится значение его рабства перед Всевышним Господом, и подобного рода имена обладают большим достоинством.
Связь, существующая между рабом и Аллахом – это чистое, искреннее рабство и поклонение. Связь же между Аллахом и рабом – это полное, совершенное милосердие. По Его милосердию свершилось существование этого человека, и цель, ради которой он был создан, — чтобы он поклонялся Одному Аллаху, с любовью, страхом, надеждой, возвеличиванием и глубочайшим почтением, т.е. чтобы человек был рабом для Аллаха.
Таков смысл этого имени – рабство обладателя имени по отношению к имени Аллаха, которым невозможно называть кого-либо кроме Него.
Так как милость Аллаха опережает Его гнев, милость (рахма) более любима Ему, чем гнев, и имя Абдуррахман عبد الرحمن («раб Милостивого») более любимо Ему, чем Абдулкъагир عبد القاهر («раб Побеждающего (Одолевающего)») и другие имена.
Если имя включает в себя указание на два этих значения – божественности Аллаха и рабской сущности человека, оно будет постоянным напоминанием о смиренности раба перед своим Господом и его прошением милости Всевышнего Господа к Его покорному, бедному рабу.
Некоторые ученые также указали на особенность этих двух имен: в Коране не приводится добавление слова «абд» («раб») к другим именам Всевышнего Аллаха, помимо этих двух (Аллах الله и ар-Рахман الرحمن ). Всевышний Аллах сказал:
وَأَنَّهُ لَمَّا قَامَ عَبْد اللَّه يَدْعُوهُ
«Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему…» (сура «аль-Джинн», 19).
В другом аяте Он сказал:
وَعِبَاد الرَّحْمَن
«И рабы ар-Рахмана…» (сура «аль-Фуркъан», 63).
Это также подтверждают слова Аллаха:
قُلْ ادْعُوا اللَّه أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَن
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте ар-Рахмана!» (сура «аль-Исра», 100).
И если первым, что воспримет ребенок, будет имя, которое он услышит, и его сердце осознает, что он – раб Аллаха (Абдуллах), и что Аллах – его Милостивый, Милосердный Господь, то его будет проще воспитывать на этом.
Да направит нас и вас Аллах к искреннему поклонению Ему, и да введет Он нас по своей милости и щедрости в Свою милость, и Он – Самый милостивый из милостивых.