Вопрос: у меня есть две дочери, хвала Аллаху. Старшую я назвал Азизой в честь моей умершей матери, да помилует ее Аллах, а младшую – Кульсум, в честь матери моей жены, да помилует ее Аллах, и целью этого было вспоминать наших матерей, нашу любовь к ним и их место, которое они занимают в наших душах. Дозволено ли это в шариате, и считается ли это проявлением благочестия к родителям?
Ответ: хвала Аллаху.
Называние детей именами отцов и дедов можно подробно расписать следующим образом:
- Если отец требует от своего сына, чтобы тот назвал его внука своим именем, то согласие с его просьбой и ответ на его желание является проявлением благочестия и поддержанием родственных связей, т.к. нет сомнения, что повиновение родителям в том, что они любят, если это разрешено – благочестие. Но отсюда не следует, что тот, кто не соглашается с требованием родителя – непослушный сын, но лучше послушать отца, если только сын не имеет оправдание своему отказу, как в том случае, когда имя его отца не дозволено по шариату, или люди в наше время так не называют и т.д.
Шейху Ибн Усеймину رحمه الله задали вопрос о назывании детей именами их дедов, особенно если дед считает, что в том, что внука назовут его именем, содержится благочестие по отношению к нему, и что если сын не назовет своего ребенка в его честь, то будет считаться непокорным по отношению к своим родителям.
Шейх ответил: «Лучше сказать такому отцу: имена, любимые Аллахом, более любимы мне и тебе, и пока Всевышний Аллах любит имена на «абд», добавленные к Нему, как Абдулла и Абдуррахман, дай мне, о отец, шанс назвать ими своих детей.
Если же он настаивает, и ты поймешь, что он будет считать, что ты не повинуешься ему, если не назовешь ребенка его именем, то нет ничего страшного в том, чтобы назвать в его честь, даже если это имя хуже. Предположим, что его зовут Мухаммад, и он сказал: «Назови своего сына Мухаммадом», ты сказал: «Отец, Абдулла лучше и предпочтительней», он говорит: «Нет, если ты хочешь проявить благочестие ко мне, назови его Мухаммад», то в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы назвать ребенка Мухаммадом, потому что это хорошее дозволенное имя, и имена пророков лучше, чем все остальные имена, за исключением имен на «абд», которые более любимы перед Аллахом» (аль-Ликъаъ аш-Шахри», 28, вопрос № 12).
- Если же отец уже умер или жив, но не требует, чтобы его внук был назван его именем, то в этом случае мы скажем: называть детей именем их дедов не является необходимым благочестием, это просто проявление любви и симпатии, и за свой ният (намерение) человек может быть вознагражден. Также он получит аджр, если его родители обрадовались, или это стало причиной его дуа за родителей, когда каждый раз, как он будет произносить их имена, которыми он назвал своих детей, он будет делать за них дуа, — но все это не делает подобное имянаречение детей проявлением необходимого благочестия, т.к. на это нет далиля и ученые об этом не говорили. Это может быть благочестием, если есть подобный ният или это может быть истолковано как благочестие.
Шейха Салеха аль-Фаузана حفظه الله спросили: «Является ли название детей в честь их дедов проявлением благочестия к родителям?»
Он сказал: «Это указывает на любовь к родителям и связь с ними, но это не благочестие (бирр)».
http://islamtoday.net/fatawa/quesshow-60-23770.htm
Шейху Халеду аль-Мушейгиху حفظه الله задали следующий вопрос: «Является ли называние мальчика или девочки именем отца или матери, особенно если они уже умерли, бирром (благочестием) по отношению к родителям?». Он ответил: «Про это ничего не говорится в шариате, и в пророческой сунне от пророка صلى الله عليه وسلم ничего подобного не передается, но нет сомнения, что если человек назовет ребенка именем своего отца или матери и это приведет к тому, что он будет вспоминать своих родителей и делать за них дуа, то в этом случае ему лучше назвать детей их именами, и Аллах лучше знает».
Что касается хадиса Анаса бин Малика رضي الله عنه, который сказал, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
وُلِدَ لِي اللَّيْلَةَ غُلَامٌ فَسَمَّيْتُهُ بِاسْمِ أَبِي إِبْرَاهِيمَ
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его именем своего отца Ибрагима» (хадис передал Муслим, 2315), то это — далил на желательность называть детей именами пророков, как объяснили ученые, среди них — шейх Бакр Абу Зейд в своей книге «Тасмият аль-мавлюд», стр. 15.
И Аллах лучше знает.