Вопрос: что значит имя Рейхан ريحان ? Я нашел для него два значения, но не знаю, какое из них правильное. Первое значение, которое я обнаружил – «тот, кого любит Аллах», а второе – «растение с приятным запахом».
Ответ: хвала Аллаху.
Ар-Рейхан الريحان – это растение с приятным запахом (базилик). Ар-Рейхан также означает «ребенок» и «удел; средства к существованию».
В «аль-Къамус аль-мухит» говорится: «Ар-Рейхан» — базилик и любое подобное растение с приятным запахом, его стороны, листья; мальчик; средства к существованию».
См. также «Тадж аль-арус мин джавагир аль-къамус», 6\416.
Что касается другого значения, которое ты упомянул, что «рейхан» — «тот, кого полюбил Аллах» или «тот, кого предпочел Аллах», то подобного мы не нашли.
Вероятно, тот, кто так сказал, взял это из слов Всевышнего Аллаха:
فَأَمَّا إِنْ كَانَ مِنَ الْمُقَرَّبِينَ. فَرَوْحٌ وَرَيْحَانٌ وَجَنَّةُ نَعِيمٍ
Если он будет одним из приближенных, то обретет раух (покой, радость или милость), рейхан (удел или базилик) и Сад блаженства (сура «аль-Вакъиа», 88-89).
Если это значение было выведено отсюда, то это извлечение ошибочно, потому что значение аята таково, что ангелы обрадуют приближенных благочестивых людей тем, что дадут им раух (покой, радость или милость), рейхан (удел или базилик) и Сад блаженства, и рейхан относится к воздаянию и награде приближенных, а само по себе слово «рейхан» в контексте не означает «приближенный».
Ибн Касир رحمه الله сказал в своем «Тафсире»: «Эти три положения являются положением людей при их умирании: либо этот человек будет одним из приближенных, либо не из приближенных, но обладателей правой стороны, либо одним из заблудших, считавших лжецами посланников, которые не знают приказов Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
فَأَمَّا إِنْ كَانَ
Если он будет…, т.е. человек при смерти
مِنَ الْمُقَرَّبِينَ
…одним из приближенных, и это те люди, которые делали обязательные и желательные вещи и оставили запретные, нежелательные и некоторые разрешенные вещи, —
فَرَوْحٌ وَرَيْحَانٌ وَجَنَّةُ نَعِيمٍ
…то обретет раух, рейхан и Сад блаженства, т.е. им будет раух (покой, радость или милость) и рейхан, и ангелы обрадуют их этим при смерти, как приводится в хадисе аль-Бары, что ангелы милости скажут: «О благая душа в благом теле, в котором ты обитала, выйти к рауху и рейхану, к негневающемуся Господу (гейр гадбан)».
Али бин Тальха сказал от Ибн Аббаса: «Раух» — покой, а «рейхан» — спокойствие. Так же сказал Муджахид, что «ар-раух» – это отдых или покой.
Абу Хазра сказал: «Это отдых от дуньи». Саид бин Джубейр и ас-Садди сказали: «ар-Раух» — это радость». От Муджахида передается, что «раух» и «рейхан» — это рай и благоденствие. Къатада сказал: «Это радость и милость». Ибн Аббас, Муджахид и Саид бин Джубейр сказали: «Рейхан» — это ризг (удел, средства к существованию).
Все эти похожие друг на друга слова правильны. Если человек умрет как приближенный к Аллаху человек, он получит и милость, и покой, и отдых, и радость, и ликование, и хороший удел» («Тафсир» Ибн Касира, 7\548).
Что касается слов посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم о аль-Хасане и аль-Хусейне:
هُمَا رَيْحَانَتَايَ مِنْ الدُّنْيَا
«В этом мире они для меня, как две рейханы» (хадис привел аль-Бухари, 3753), то здесь имеется в виду то значение, о котором мы говорили – базилик.
На это указывает риваят ат-Табарани (3892) от Абу Айюба аль-Ансари, который сказал: «Я вошел к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, и аль-Хасан и аль-Хусейн رضي الله تعالى عنهما играли перед ним в его комнате. Я сказал: «О посланник Аллаха, любишь ли ты их?». Он ответил:
وَكَيْفَ لا أُحِبُّهُمَا وَهُمَا رَيْحَانَتَايَ مِنَ الدُّنْيَا أَشُمُّهُمَا
«Как мне их не любить, ведь они для меня в этой дунье как две рейханы (базилика), аромат которых я ощущаю!».
См. «Фатх аль-Бари» аль-Хафиза Ибн Хаджара رحمه الله, 7\99.
Таким образом, Рейхан – это базилик или любое растение с приятным запахом.
Нет ничего плохого в том, чтобы назвать мальчика Рейханом ريحان, а девочку – Рейханой ريحانة .
И Аллах знает лучше.
райхан Reply:
25 декабря, 2011 at 12:10
это очень красивое имя